Агрелл, Йохан Йоахим
1701 - 1765

Назад

Johan Joachim Agrell

  • Дата рождения: 1 февраля 1701 г.
  • Место рождения: Лёт, Эстергётланд (Швеция)
  • Дата смерти: 19 января 1765 г.
  • Место смерти: Нюрнберг (Германия)

Биография

Отец Агрелля был священником. Сначала он учился в школе города Линчёпинг, затем в 1721–1722 или 1723 годах продолжил образование в Уппсальском университете, где играл в университетском оркестре под управлением директора музыки Эрика Бурмана. По свидетельству ранних биографов, в 1723 году скрипичную игру Агрелля услышал принц Максимилиан Гессенский и пригласил его в Кассель. Однако достоверные сведения о его деятельности там относятся лишь к 1734 году, когда капельмейстером был Ф. Келлери.

Агрелль продолжал работать в Касселе между 1737 и 1742 годами при дворе графа Вильгельма VIII. Известно, что придворная администрация ещё долго была ему должна выплаты за службу, а также «плату за пиво и еду» за 1743–1746 годы. В этот период он предпринял несколько путешествий, посетив Англию, Францию, Италию и другие страны.

Неустойчивое материальное положение заставило Агрелля искать новое место, и в 1746 году он получил пост капельмейстера в Нюрнберге, сменив М. Цайтлера. Помимо этого он был назначен директором музыки города, руководителем городских музыкантов и занимал должность «главного распорядителя свадеб и похорон», что давало ему право сочинять музыку для свадебных и других торжеств. В его обязанности входило также руководство музыкой в главных церквях города, особенно в Фрауэнкирхе. В серии богослужебных сочинений «Musikalische Kirchen-Andachten» (Музыкальные церковные богослужения) до нашего времени сохранились только тексты.

3 сентября 1749 года Агрелль женился на певице Маргарете Фёртш, дочери органиста. Она умерла в 1752 году.

Практически ничего из его раннего творчества, написанного в Швеции, не сохранилось. Однако известна полонез из сборника «En notbok» (Нотная тетрадь), напечатанного в 1746 году, который, вероятно, восходит к его юношеским годам. Эта пьеса жила в традиции шведских народных скрипачей на протяжении XIX века.

Агрелль поддерживал связь с родиной. В 1748 году он посвятил наследнику шведского престола Адольфу Фредрику Гольштейн-Готторпскому свой сборник «Sei sonate per il cembalo solo» (Шесть сонат для клавесина соло), отметив в предисловии свою «дорогую родину Швецию» и добавив, что «судьба до сих пор вынуждала его жить за границей». Его напечатанные сочинения также направлялись в Королевскую капеллу Швеции по просьбе Иоганна Хельмика Романа и других музыкантов.

Йохан Йоахим Агрелль умер 19 января 1765 года в Нюрнберге.

Творчество

Произведения Агрелля можно разделить на две группы: вокальная музыка (заказная и торжественная, пользовавшаяся большой популярностью при жизни, но ныне утраченная) и многочисленные инструментальные сочинения, многие из которых были опубликованы при жизни композитора.

К числу наиболее значительных инструментальных произведений относятся симфонии (преимущественно 1735–1750 годов) и клавесинные концерты 1750–1760-х годов. Симфонии Агрелля, как и у его соотечественника Иоганна Хельмика Романа, являются ранними опытами в этом жанре, в них заметно зарождение тематического контраста. Оркестровка нередко масштабна и включает блестящие партии для деревянных и медных духовых инструментов.

Репутация Агрелля как одного из ведущих мастеров зарождающейся симфонии была столь высока, что в 1739 году Антонио Вивальди пригласил его принять участие в концерте «современной музыки» в Амстердаме. На формирование стиля Агрелля оказали влияние разные направления: сначала Ф. Келлери и И. Х. Роман, позже — итальянские композиторы его времени и немецкая традиция. Он обладал прочной техникой и свободно владел новыми формами своего времени. Его стиль имеет ярко выраженные галантные черты. Однако, как отмечал К. Ф. Д. Шубарт в книге «Ästhetik der Tonkunst» (Эстетика музыкального искусства, Вена, 1806), Агрелль «был истинным художником, но натурой холодной», поскольку не обладал особым мелодическим даром.

Произведения

Оркестровые произведения:

  • «6 sinfonie» (6 симфоний, ре мажор, до мажор, ля мажор, си-бемоль мажор, соль мажор, фа мажор), опус 1 (1746), некоторые с литаврами.
  • «4 sinfonie» (4 симфонии, ля мажор, фа мажор, си-бемоль мажор, ре мажор).
  • «9 sinfonie» (9 симфоний, в разных тональностях).
  • «2 sinfonie» (2 симфонии, ми мажор, си-бемоль мажор).
  • «3 sinfonie» (3 симфонии, ре мажор, ми мажор, ми мажор).
  • «4 sinfonie» (4 симфонии, ре мажор, си-бемоль мажор, ре мажор, ре мажор).
  • «1 sinfonia» (1 симфония, ля мажор).
  • «4 sinfonie» (4 симфонии, ре мажор, фа мажор, фа мажор, си-бемоль мажор).

Концерты:

  • «3 concerti» (3 концерта, фа мажор, ре мажор, ля мажор, для клавесина и струнных), опус 3 (1751).
  • «4 concerti» (4 концерта, си-бемоль мажор, ре мажор, ля мажор, ре мажор, для клавесина и струнных, также в версии для клавесина соло; 1755–1761).
  • «2 concerti» (2 концерта, ля мажор, фа мажор, для клавесина и струнных).
  • «Concerti in 6 Concertos … by Sigr. Graun, op.2» (Концерты в сборнике «6 концертов … господина Грауна», опус 2, Лондон, 1762; для клавесина или органа).
  • «3 concerti» (3 концерта, ля мажор, си-бемоль мажор, соль мажор, для флейты или скрипки, клавесина и струнных), опус 4 (1753).
  • «Concerto in F» (Концерт фа мажор, для флейты и струнных).
  • «2 concerti» (2 концерта, соль мажор, си-бемоль мажор, для скрипки и струнных).
  • «Concerto in D» (Концерт ре мажор, для флейты и струнных).
  • «Concerto in G» (Концерт соль мажор, для флейты и струнных).
  • «Concerto in B» (Концерт си-бемоль мажор, для гобоя и струнных).
  • «Concerto in D» (Концерт ре мажор, для скрипки и струнных).
  • «Concerto in F» (Концерт фа мажор, для скрипки и струнных).

Камерная музыка:

  • «6 sonate per il cembalo» (6 сонат для клавесина: си-бемоль мажор, соль мажор, фа мажор, ми минор, ре мажор, соль минор), опус 2 (1748), включают ариетты, полонезы и менуэты.
  • «3 sonate» (3 сонаты, ля мажор, си-бемоль мажор, соль мажор; около 1751–1752), также включают ариетты, полонезы и менуэты.
  • «A Collection of Easy Genteel Lessons» (Собрание лёгких изящных уроков, книга 2, Лондон, около 1767), содержит также концерт Вивальди в обработке для клавесина.
  • «Sonata, capriccio and polonaise» (Соната, каприччио и полонез).
  • «Oeuvres mélées, partie 1re» (Смешанные произведения, часть 1, 1755), содержит одну сонату.
  • «20 sonate, op.2» (20 сонат, опус 2, Париж, 1760), содержит одну сонату Агрелля.
  • «Pièces choisies» (Избранные пьесы, книга 1, Амстердам, около 1760), вероятно, содержит одно произведение.
  • Пьесы в сборниках «A Collection of Lessons … by Sigr. Jozzi» (Собрание уроков господина Джоцци, Лондон, 1761–1764) и «A Collection of Lessons … by Sigr. Kunzen» (Собрание уроков господина Кунцена, Лондон, 1762).

Другие камерные сочинения:

  • «Sonata in A» (Соната ля мажор, для скрипки облигато и клавесина, около 1743).
  • «3 sonate» (3 сонаты, соль мажор, ми мажор, для скрипки и клавесина или виолончели, 1752).
  • «6 sonate» (6 сонат, соль мажор, соль мажор, до мажор, соль мажор, соль мажор, соль мажор, для двух флейт или скрипок с клавесином/виолончелью), опус 3 (Лондон, около 1757).
  • «6 sonatas or duets» (6 сонат или дуэтов, для двух флейт или скрипок, опус 2, Лондон, 1751), включает одну сонату Агрелля.
  • «2 sonate a due» (2 сонаты для двух инструментов — флейты или скрипки с клавесином, 1762–1765, утрачены).
  • «Sonata in B minor» (Соната си минор, для скрипки и клавесина).
  • «Sonata for viola d’amore» (Соната для альта д’аморе).

Утраченные произведения:

  • Пьесы из «Collection recréative de pièces» (Развлекательный сборник пьес, 1746).
  • Различные произведения для официальных праздников города Нюрнберга, включая 5 серенад.
  • Музыка для Фрауэнкирхе и Мариенкирхе, включая «Musikalische Kirchen-Andachten» (Музыкальные церковные богослужения).

Теоретические труды

  • «Anleitung zur Composition» (Руководство по композиции, рукопись).
  • «Tabellen für den Generalbass und die Tonsetzkunst» (Таблицы по генерал-басу и искусству композиции, рукопись).


Ноты сочинений Йохана Йоахима Агрелла на сайте библиотеки IMSLP