Агрелл, Йохан Йоахим
1701 - 1765
Назад
Johan Joachim Agrell

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Отец Агрелля был священником. Сначала он учился в школе города Линчёпинг, затем в 1721–1722 или 1723 годах продолжил образование в Уппсальском университете, где играл в университетском оркестре под управлением директора музыки Эрика Бурмана. По свидетельству ранних биографов, в 1723 году скрипичную игру Агрелля услышал принц Максимилиан Гессенский и пригласил его в Кассель. Однако достоверные сведения о его деятельности там относятся лишь к 1734 году, когда капельмейстером был Ф. Келлери.
Агрелль продолжал работать в Касселе между 1737 и 1742 годами при дворе графа Вильгельма VIII. Известно, что придворная администрация ещё долго была ему должна выплаты за службу, а также «плату за пиво и еду» за 1743–1746 годы. В этот период он предпринял несколько путешествий, посетив Англию, Францию, Италию и другие страны.
Неустойчивое материальное положение заставило Агрелля искать новое место, и в 1746 году он получил пост капельмейстера в Нюрнберге, сменив М. Цайтлера. Помимо этого он был назначен директором музыки города, руководителем городских музыкантов и занимал должность «главного распорядителя свадеб и похорон», что давало ему право сочинять музыку для свадебных и других торжеств. В его обязанности входило также руководство музыкой в главных церквях города, особенно в Фрауэнкирхе. В серии богослужебных сочинений «Musikalische Kirchen-Andachten» (Музыкальные церковные богослужения) до нашего времени сохранились только тексты.
3 сентября 1749 года Агрелль женился на певице Маргарете Фёртш, дочери органиста. Она умерла в 1752 году.
Практически ничего из его раннего творчества, написанного в Швеции, не сохранилось. Однако известна полонез из сборника «En notbok» (Нотная тетрадь), напечатанного в 1746 году, который, вероятно, восходит к его юношеским годам. Эта пьеса жила в традиции шведских народных скрипачей на протяжении XIX века.
Агрелль поддерживал связь с родиной. В 1748 году он посвятил наследнику шведского престола Адольфу Фредрику Гольштейн-Готторпскому свой сборник «Sei sonate per il cembalo solo» (Шесть сонат для клавесина соло), отметив в предисловии свою «дорогую родину Швецию» и добавив, что «судьба до сих пор вынуждала его жить за границей». Его напечатанные сочинения также направлялись в Королевскую капеллу Швеции по просьбе Иоганна Хельмика Романа и других музыкантов.
Йохан Йоахим Агрелль умер 19 января 1765 года в Нюрнберге.
Творчество
Произведения Агрелля можно разделить на две группы: вокальная музыка (заказная и торжественная, пользовавшаяся большой популярностью при жизни, но ныне утраченная) и многочисленные инструментальные сочинения, многие из которых были опубликованы при жизни композитора.
К числу наиболее значительных инструментальных произведений относятся симфонии (преимущественно 1735–1750 годов) и клавесинные концерты 1750–1760-х годов. Симфонии Агрелля, как и у его соотечественника Иоганна Хельмика Романа, являются ранними опытами в этом жанре, в них заметно зарождение тематического контраста. Оркестровка нередко масштабна и включает блестящие партии для деревянных и медных духовых инструментов.
Репутация Агрелля как одного из ведущих мастеров зарождающейся симфонии была столь высока, что в 1739 году Антонио Вивальди пригласил его принять участие в концерте «современной музыки» в Амстердаме. На формирование стиля Агрелля оказали влияние разные направления: сначала Ф. Келлери и И. Х. Роман, позже — итальянские композиторы его времени и немецкая традиция. Он обладал прочной техникой и свободно владел новыми формами своего времени. Его стиль имеет ярко выраженные галантные черты. Однако, как отмечал К. Ф. Д. Шубарт в книге «Ästhetik der Tonkunst» (Эстетика музыкального искусства, Вена, 1806), Агрелль «был истинным художником, но натурой холодной», поскольку не обладал особым мелодическим даром.
Произведения
Оркестровые произведения:
Концерты:
Камерная музыка:
Другие камерные сочинения:
Утраченные произведения:
Теоретические труды
Ноты сочинений Йохана Йоахима Агрелла на сайте библиотеки IMSLP