Агрелл, Юхан
1701 - 1765

Назад

Юхан Агрелл (Johan Agrell) - Шведский композитор, скрипач и клавесинист

Родился 1 февраля 1701 года, Лета, Эстергетландия - умер 19 января 1765 года, Нюрнберг. 

Его отец был священником. Он ходил в школу в Линчепинге и учился в университете Уппсалы с 1721 по 1722 или 1723 год, где играл в университетском оркестре, которым тогда руководил музыкальный директор Эрик Бурман. Ранние биографы утверждали, что принц Максимилиан Гессенский услышал игру Агрелла на скрипке в 1723 году и позвал его в Кассель. Однако убедительные свидетельства деятельности Агрелла там найдены только с 1734 года, когда Ф. Челлери был капельмейстером. За время своего пребывания в Касселе, Агрелл совершил несколько путешествий, посетив Англию, Францию, Италию и другие страны.

Неопределенные экономические обстоятельства, по-видимому, заставили Агрелла искать должность капельмейстера в Нюрнберге, которую он получил в 1746 году (сменив на этом посту М. Цейтлера). Он совмещал это с обязанностями музыкального руководителя, руководителя городских музыкантов и "главного приглашающего на свадьбы и похороны", что дало ему право сочинять музыку для свадеб и других торжеств. Одной из его обязанностей было музыкальное сопровождение главных церквей города, в частности Фрауэнкирхе. Из его работ в церкви Андахтена сохранился только текст. 3 сентября 1749 года Агрелл женился на дочери органиста, певице Маргарете Ферч (ум. в 1752 году).

Практически ничего из произведений Агрелла, написанных им в юности в Швеции, не сохранилось, хотя полонез из сборника под названием "En notbok", изданного в 1746 году, исполнялся в традициях шведских скрипачей на протяжении всего 19-го века. Еще одним свидетельством связи с родиной является посвящение Адольфу Фредрику Гольштейн-Готторпскому, наследнику шведского престола, его сочинения "Соло на чембало" (1748), в котором он упомянул свою "дорогую родину, Швецию", и отметил, что “судьба до сих пор заставляла его жить за границей”. Кроме того, опубликованные работы Агрелла были отправлены в шведскую королевскую капеллу по просьбе Йохана Хельмиха Румана и других.

Произведения Агрелла делятся на две категории: вокальная музыка, разовая и заказная, высоко ценившаяся в его время, но ныне утраченная и его многочисленные инструментальные произведения, большинство из которых были опубликованы при жизни Агрелла. Среди наиболее важных инструментальных произведений - его симфонии, главным образом периода 1735-1750 годов, и многочисленные концерты для клавесина 1750-1760-х годов. Инструментовка часто бывает разнообразной, с блестящими партиями для деревянных и медных духовых инструментов. Репутация Агрелла как одного из ведущих сторонников зарождающейся симфонии побудила Антонио Вивальди пригласить его принять участие в концерте "современной музыки" в Амстердаме в 1739 году. Очевидно, что на него оказало влияние творчество Челлери и Румана, а позже современные ему итальянские композиторы и немецкая музыка. Он обладал хорошей техникой, в его стиле прослеживаются явные тенденции к галантности. Однако, даже если бы Агрелл придерживался эстетических идеалов, подобных идеалам Маттезона, на самом деле он не был одаренным мелодистом, что послужило поводом для часто цитируемого суждения Шубарта: “Истинный художник, но холодная натура”. 

Ноты сочинений Юхана Агрелла на сайте библиотеки IMSLP