Агостини, Пьетро Симоне
1635 - 1680

Назад

Pietro Simone Agostini

  • Дата рождения: около 1635 г.
  • Место рождения: Форли (Италия)
  • Дата смерти: 1 октября 1680 г.
  • Место смерти: Парма (Италия)

.Биография

Пьетро Симоне Агостини родился около 1635 года в Форли. Его современник Джузеппе Оттавио Питони писал, что Агостини вел «разнузданную и печально известную жизнь» и обладал «естественным влечением к неподобающему и низкому». В юности он был изгнан из родного города за участие в убийстве.

После изгнания он отправился в Феррару, где получил музыкальное образование у Маццаферрата. Затем неожиданно посвятил себя военной службе и участвовал в войне за Крит против турков. За это был возведён в рыцарское достоинство и награждён Орденом Золотого Шпора.

Первые датированные сочинения Агостини — пролог и интермедии к постановке оперы «Il Tolomeo» (Толомей) в Венеции в 1658 году. В 1660 году он участвовал в конкурсе на должность maestro di cappella в кафедральном соборе Урбино, но не получил её.

К 1664 году Агостини находился в Генуе. По преданию, однажды он присутствовал на службе вечерни и подверг исполнение столь жёсткой критике, что его пригласили написать собственную службу — и это принесло ему большой успех и известность. В Генуе он написал по заказу как минимум две оперы для театра Teatro del Falcone: «Eliogabalo» (Гелиогабал) и «La costanza di Rosmonda» (Постоянство Росмонды), обе 1670 года. Вероятно, благодаря этим успехам он получил приглашение сочинять оперы для миланского Teatro Ducale, покровителем которого был губернатор Милана, принадлежавший к знатному роду Дория. Однако вскоре Агостини был изгнан из Генуи из-за скандала, связанного с его отношением к монахине.

После этого он переехал в Рим. Его первым покровителем там стал кардинал Флавио Кьиджи, для которого Агостини написал оперу «Gl'inganni innocenti» (Невинные обманы). Она с большим успехом была впервые исполнена в 1673 году в Вилле Кьиджи в Аричча, а затем поставлена в Сиене в 1677 году. Он также писал для ораториального собрания Oratorio del Crocifisso. Благодаря поддержке кардинала Дж. Б. Памфили он получил престижную должность директора музыки в церкви Сант’Аньезе ин Агоне на площади Навона. Среди его учеников был Джованни Лоренцо Лулье.

В 1675 году, жалуясь на нездоровье и «дурной воздух» Рима, Агостини стал искать новую службу. После избрания папой Иннокентия XI (1676) положение оперных композиторов в Риме резко ухудшилось. В 1679 году он принял должность maestro di cappella при дворе герцога Пармы Рануччо II Фарнезе. В следующем году Агостини написал свою последнюю оперу «Il ratto delle Sabine» (Похищение сабинянок) для венецианского театра Сан Джованни Гризостомо, открывшегося двумя годами ранее. Однако опера не имела успеха у публики.

Пьетро Симоне Агостини умер 1 октября 1680 года в Парме.

Творчество

Стиль Агостини отражает общие черты вокальной музыки его времени. Его арии, как правило, короткие и многочисленные: в опере «Il ratto delle Sabine» их 48. Преобладает форма da capo, чаще всего с аккомпанементом только basso continuo. Вокальная партия разворачивается свободно над выразительным и самостоятельным аккомпанементом, часто основанным на остинато или «ходящем басе». Главный интерес в его музыке заключается в напряжении между вокалом и инструментами, а не в самой мелодии.

Сохранившиеся духовные сочинения Агостини достаточно консервативны и не отличаются оригинальностью. Наиболее вдохновенные его произведения — это светские кантаты, большинство которых написаны в последние годы его жизни в Риме. Теоретик Този считал Агостини, наряду с Алессандро Страделлой, выдающимся мастером кантаты периода её становления. Оба композитора часто связывались в сознании современников: они имели схожие судьбы, работали в одних и тех же городах и пользовались поддержкой тех же покровителей.

Произведения

Оперные произведения:

  • «Il Tolomeo» (Толомей, 1658, Венеция)
  • «La regina Floridea» (Королева Флорида, 1670, Милан, в соавторстве)
  • «Ippolita reina delle Amazoni» (Ипполита, королева амазонок, 1670, Милан)
  • «Eliogabalo» (Гелиогабал, 1670, Генуя)
  • «La costanza di Rosmonda» (Постоянство Росмонды, 1670, Генуя)
  • «Gl'inganni innocenti» (Невинные обманы, 1673, Аричча; 1677, Сиена)
  • «Il ratto delle Sabine» (Похищение сабинянок, 1680, Венеция)

Оратории:

  • Оратории на тексты Джованни ди Сан Карло, написанные для Oratorio del Crocifisso в Риме (1674, 1676, 1678, 1679).

Другие сочинения:

  • Духовная музыка (мотеты, мессы).
  • Светские кантаты (около 30, считаются его лучшими произведениями).


Ноты сочинений Пьетро Симоне Агостини на сайте библиотеки IMSLP