Агостини, Паоло
1583 - 1629

Назад

Паоло Агостини (Paolo Agostini) - Итальянский композитор и органист

Родился в 1583 году, Вальерано, близ Витербо - умер 3 октября 1629 года, Рим. 

В возрасте восьми лет, в хоровой школе Святого Луиджи деи Франчези в Риме, он стал учеником Нанино, на дочери которого позже женился. Он завершил свое музыкальное образование в 1607 году, и его первым назначением была должность органиста и маэстро капеллы Мадонны дель Рускелло в Вальерано. Позже он вернулся в Рим и стал органистом церкви Святой Марии в Трастевере, эту должность он занимал в течение шести месяцев с апреля 1615 года. Затем он одновременно работал там в качестве вице-маэстро капеллы и в качестве маэстро капеллы церкви Святой Троицы Пеллегрини. С 26 мая 1618 года он был вице-маэстро церкви Святого Лоренцо в Дамазо. 17 февраля 1626 года он сменил Винченцо Уголини на посту маэстро капеллы Джулия в Сан-Пьетро и занимал эту должность до своей смерти. Творчество Агостини полностью состоит из церковной музыки. Он был высококвалифицированным контрапунктистом. Пять месс, опубликованных в 1627 году, написаны в строгом контрапунктическом стиле. В своем "Саджио фондаментале пратико ди контрапунто" падре Мартини напечатал, как образец канонического письма, Агнус Деи из мессы гексахордов в первой книге, которая построена на трех канонах. Второе "Агнус Деи" из пяти частей мессы "Si bona successimus" в третьей книге является еще одним свидетельством выдающегося владения Агостини техникой строгого канона; благодаря добавлению шестой части, которая вместе с басом образует канон, эту часть произведения можно спеть 14 различными способами. В "Спартитуре делле мессе" 1627 года содержится такое разнообразие искусно написанных канонов, что для их всестороннего изучения падре Мартини подготовил рукопись: "Указание канонов на то, что тровано Неллой Спартитуре делле мессе Паоло Агостини", посвященную Богу Вальерано. Иногда в каноническую письменность включается даже слово continuo. Мессы представляют Агостини как одного из главных представителей канонического искусства Рима 1620-1630-х годов и как впечатляющего выразителя стиля алла Палестрина в композиции. Собор Мадонны занимает уникальное положение в Риме в этот период, он состоит из трехчастных псалмов для Марианской вечерни, пяти антифонов для второй вечерни и мотетов. Стихи псалма демонстрируют ряд композиционных особенностей Агостини, включая использование различных сочетаний голосов, сольные и дуэтные пассажи, частую смену размера, - все это показывает его как мастера концертантского стиля. В псалме "Хвалебный стих" (6-й тон) четные строфы исполняются полифонически, а очень короткие соггетти (которые напоминают музыкальные формулы, используемые в практике уменьшения) либо повторяются, либо устанавливаются в определенной последовательности, подобно эху, в быстрой последовательности на басах. В целом, continuo играет нечто большее, чем просто вспомогательную роль, непосредственно участвуя в концертной деятельности. ‘Кантата домино’ - типичный римский сольный мотет начала 17 века; в то время как мелодическое письмо напоминает полифонический стиль конца 16 века, украшения, периодическая и последовательная организация мелодии и контрасты, вызванные частой сменой размера, являются атрибутами нового стиля. В четырехчастном мотете ‘Приготовь корда вестра домино" (Рим, 1625) скрипка и лютня используются в качестве обязательных инструментов, но они почти всегда усиливают континуо, лишь изредка выступая в качестве ансамбля. По словам Либерати, произведения Агостини для четырех, шести и восьми хоров привлекли большое внимание в Риме. В 1628 году, во время второй вечерни в честь Святых Пьетро и Паоло, в базилике Святого Петра было исполнено одно из его сочинений для 12 хоров.

Ноты сочинений Паоло Агостини на сайте библиотеки IMSLP