Агостини, Паоло
1583 - 1629
Назад
Paolo Agostini

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Паоло Агостини был итальянским композитором и органистом. В возрасте восьми лет он поступил в хоровую школу при церкви S Luigi dei Francesi в Риме, где стал учеником Нанино, чью дочь позднее женился. Музыкальное образование Агостини завершил в 1607 году, после чего получил первую должность органиста и маэстро ди капелла при церкви Madonna del Ruscello в Валлерано. Позднее он вернулся в Рим и стал органистом церкви S Maria in Trastevere (апрель–октябрь 1615), одновременно занимая должности vicemaestro di cappella там и maestro di cappella в SS Trinità dei Pellegrini. С 26 мая 1618 года был vicemaestro в церкви S Lorenzo in Damaso. 17 февраля 1626 года он сменил Винченцо Уголини на посту maestro di cappella в Cappella Giulia при соборе S Pietro и оставался на этой должности до своей смерти.
Творчество
Паоло Агостини создавал исключительно церковную музыку. Он был выдающимся контрапунктистом, а его пять книг месс 1627 года написаны в строгом контрапунктическом стиле. В Saggio fondamentale pratico di contrappunto (том II, 1775) Падре Мартини использовал Agnus Dei из Hexachord Mass первой книги как пример канонического письма. Второй Agnus Dei из пятиголосой мессы Si bona suscepimus третьей книги демонстрирует мастерство Агостини в строгом каноне: добавление шестой партии, формирующей канон с басом, позволяет исполнять её четырнадцатью способами.
В Spartiture delle messe 1627 года содержатся разнообразные каноны, настолько сложные, что Падре Мартини подготовил отдельный манускрипт: Indice di Canoni che si trovano nella Spartitura delle messe di Paolo Agostini Laus Deo di Vallerano (I-Bc V.39). Иногда даже basso continuo включается в каноническую ткань произведений.
Сборник Salmi della Madonna занимает уникальное место в римской музыке того времени: триголосные псалмы для марийских вечерень, пять антифонов для второй вечерни и мотеты. В псалмах заметны характерные черты Агостини: сочетание голосов, сольные и дуэтные эпизоды, частые изменения метра, мастерство концертантного стиля. В псалме Laudate pueri (шестой тон) чётные стихи полифоничны, а короткие музыкальные мотивы (soggetti) повторяются или следуют эхо-подобной последовательностью.
Мотет Cantate domino является типичным римским сольным мотетом начала XVII века: мелодия напоминает позднелатинскую полифонию, украшения и периодическая организация мелодии отражают новые стилистические тенденции. Четырёхголосый мотет Preparate corda vestra domino (Рим, 1625) требует скрипку и лютню как облигато, но они в основном усиливают basso continuo.
По сведениям Либерати, произведения Агостини для четырёх, шести и восьми хоров привлекли большое внимание в Риме. В 1628 году во время второй вечерни на праздники святых Петра и Павла одна из его 12-хоровых композиций исполнялась в базилике S Pietro.
Произведения
Сборники и мессы
Прочие работы
Ноты сочинений Паоло Агостини на сайте библиотеки IMSLP