Аньези, Мария Тереза
1720 - 1795
Назад
Agnesi, Maria Teresa
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мария Тереза Аньези была итальянским композитором. В детстве она выступала дома, пока ее старшая сестра Мария Гаэтана, ставшая выдающейся математиком, читала лекции и участвовала в дебатах на латинском языке. 16 июля 1739 года Шарль де Бросс, посетивший дом семьи, был крайне впечатлен: Мария Тереза исполняла клавирные пьесы Жана-Филиппа Рамо, а также пела и исполняла собственные композиции.
Ее первая кантата, "Восстановление Аркадии", была написана в честь австрийского губернатора Джан-Лука Паллавичини в Милане в 1747 году. В последующие годы она отправила "Софонисба" в Вену для возможного исполнения в день именин императрицы Марии Терезии. В это же время она посвятила сборники арий и инструментальных произведений правителям Саксонии и Австрии; по сведениям, сама императрица исполняла арии, подаренные ей Аньези.
13 июня 1752 года Мария Тереза вышла замуж за Пьера Антонио Пиноттини. Ее следующая опера, "Кир в Армении", была поставлена в Герцогском театре в 1753 году. В 1766 году "Утешенная Инсубрия" была исполнена в Милане на помолвке Беатриче д’Эсте и эрцгерцога Фердинанда. Последние годы жизни она провела в бедности. Портрет Аньези хранится в музее Ла Скала, а другие изображения воспроизведены в энциклопедии "История Милана".
Мария Тереза Аньези была одной из немногих женщин-композиторов своего времени, добившихся признания в области оперы-сериа. Карьеру театрального композитора для нее сделало возможным изменение положения женщин в австрийской Ломбардии. Судя по элегантным копиям ее партитур, созданным для венского и дрезденского дворов, ее таланты пользовались большей популярностью за пределами Милана.
Стилистически ее оперы демонстрируют прогрессию от относительной простоты в ранней работе "Кир в Армении" к более амбициозному и виртуозному письму в поздних произведениях. "Царь-пастырь" и "Улисс" отличаются длинными инструментальными вступлениями в ариях, а также почти исключительно формой да капо; несколько арий в "Царе-пастыре" и "Софонисбе" представляют собой миниатюрные двухчастные сцены. В последней опере содержится одно из наиболее выразительных ее произведений: последняя ария Софонисбы перед смертью, "Уже приближается роковой момент", является особенно драматичной и трогательной кульминацией оперы-сериа.
Клавирная музыка Аньези, менее ярко выраженная в характере, иногда технически сложна и выполнена в типичном североитальянском стиле.
Оперы и кантаты
Клавирные и инструментальные произведения
Ноты сочинений Марии Терезы Аньези на сайте библиотеки IMSLP