Аньези, Мария Тереза
1720 - 1795
Назад
Maria Teresa Agnesi

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Мария Тереза Аньези была итальянской композиторшей. В детстве она выступала дома, пока её старшая сестра Мария Гаетана (1718–1799), ставшая выдающейся математиком, читала лекции и участвовала в дебатах на латинском языке. 16 июля 1739 года Шарль де Бросс, посетивший дом семьи, был крайне впечатлён: Мария Тереза исполняла клавирные пьесы Рамо, а также пела и исполняла собственные композиции.
Её первая кантата, "Il restauro d’Arcadia" ("Восстановление Аркадии"), была написана в честь австрийского губернатора Джан-Лука Паллавичини в Милане в 1747 году. В последующие годы она отправила "La Sofonisba" ("Софонисба") в Вену для возможного исполнения в день именин императрицы Марии Терезии. В это же время она посвятила сборники арий и инструментальных произведений правителям Саксонии и Австрии; по сведениям Симонетти, сама императрица исполняла арии, подаренные ей Аньези.
13 июня 1752 года Мария Тереза вышла замуж за Пьера Антонио Пиноттини. Её следующая опера, "Ciro in Armenia" ("Кир в Армении"), была поставлена в театре Regio Ducale в 1753 году. В 1766 году "Insubria consolata" ("Утешённая Инсубрия") была исполнена в Милане на помолвке Беатриче д’Эсте и эрцгерцога Фердинанда. Последние годы жизни она провела в бедности. Портрет Аньези хранится в музее Ла Скала, а другие изображения воспроизведены в энциклопедии Storia di Milano (тома XII, XIV).
Карьеру театрального композитора Аньези сделало возможным изменение положения женщин в австрийской Ломбардии. Судя по элегантным копиям "La Sofonisba", "Il re pastore" ("Царь-пастырь") и ариям для этих дворов, её таланты пользовались большей популярностью в Вене и Дрездене, чем в Милане.
Творчество
Стилистически, её оперы демонстрируют прогрессию от относительной простоты ("Ciro in Armenia") к более амбициозному и виртуозному письму в поздних произведениях. "Il re pastore" и "Ulisse" отличаются длинными риторно, а также почти исключительно формой да капо; несколько арий в "Il re pastore" и "La Sofonisba" представляют собой миниатюрные двухчастные сцены. В последней опере содержится одно из наиболее выразительных её произведений: последняя ария Софонисбы перед смертью, "Già s’appressa il fatal momento" ("Уже приближается роковой момент"), является особенно драматичной и трогательной кульминацией оперы-сериа.
Клавирная музыка Аньези, менее ярко выраженная в характере, иногда технически сложна и выполнена в типичном североитальянском стиле.
Произведения
Опера и кантаты
Клавирные и инструментальные произведения
Ноты сочинений Марии Терезы Аньези на сайте библиотеки IMSLP