Агаззари, Агостино
1580 - 1642

Назад

Agostino Agazzari

  • Дата рождения: около 1580
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: январь 1642
  • Место смерти: Сиена

Биография

Родители Агаззари, по-видимому, были сиенского происхождения, и сам он ещё мальчиком отправился в Сиену для обучения, возможно, под руководством Франческо Бьянчарди. С 1597 по 1602 год он занимал пост органиста в Сиенском соборе, после чего уехал в Рим, чтобы возглавить музыкальное оформление Коллегио Германико (1602–1603). В 1604 году присутствовал на повторном открытии сиенской Академии дельи Интронати. К 1606 году стал маэстро ди капелла в Римском семинарии, но вернулся в Сиену в 1607 году после того, как был внесён в «чёрный список» Капеллы Систины. В последующие годы он несколько раз занимал пост органиста Сиенского собора: в 1609, 1611–1617 и 1629–1633 годах; также на короткие периоды возглавлял музыкальную часть церкви Санта Мария ди Провенцано в Сиене (1617–1619 и 1620–около 1622). Лишь в феврале 1641 года был назначен маэстро ди капелла Сиенского собора, однако из-за ухудшения здоровья в сентябре того же года вынужден был оставить этот пост. Скончался в январе 1642 года и был похоронен в церкви Сан Никколо дель Кармине.

Творчество

Первые сочинения Агаззари — светские мадригалы, консервативные, но привлекательные произведения, демонстрирующие внимание к выразительности текста. Его духовные мадригалы, включённые в два тома madrigaletti (малые мадригалы) (1607) и в Stille soavi (Мягкие тишины) op.19, схожи по стилю; op.19 отличается от предыдущих лишь использованием органного баса. Eumelio (Эумелио), один из первых примеров римской оперы, был написан для студентов семинарии. Преобладает музыка для сольного голоса с basso continuo, но наиболее живые моменты встречаются в хоровых сценах, вставленных в оперу, особенно в конце каждого акта.

Большинство произведений Агаззари — духовные. Приверженность традициям позднего Ренессанса отражена в сборниках мес, которые, несмотря на органный бас, сохраняют модальные обозначения, псевдоимитационные текстуры, умеренное использование тройного размера и акцент на ясность текста. Его семь настроек Лоретской литании (Litany of Loreto — Лоретская литания) демонстрируют выразительность и разнообразие колорита, особенно восьмиголосая композиция 1639 года. Три тома псалмов вечерни (Vespers psalms — Псалмы вечерни) отличаются разнообразием: восьмиголосые произведения — величественная антифонность с яркими диалогами, пятиголосые — текстурное разнообразие, а наиболее прогрессивны триголосые настройки с ритмическими контрастами, виртуозными линиями и концертовой подачей; прелюдия для Laudate Dominum (Хвалите Господа) начинается с инструментальной синфонии. Том 1609 года включает четыре голоса для комплины (Compline psalms — Псалмы комплины).

Мотет (motet — Мотет) занимал основную часть творчества Агаззари. Ранние сборники для 4–8 голосов демонстрируют способность создавать привлекательные мелодии, внезапные гармонические, текстурные и ритмические переходы, а также активное использование «рисования текста» (word-painting — музыкальное иллюстрирование текста). Прогрессивные черты проявляются в использовании органного basso continuo, приёмов концертовой техники (особенно concertato alla Romana — Римский концертато, где различное распределение инструментов выделяет отдельные части произведения) и стремлении точно отражать смысл текста. В 1606 году он успешно адаптировал стиль к малым формам, создав один из самых популярных сборников двух- и трёхголосых мотетов начала XVII века. В сборниках 1607, 1611 и 1613 года стиль почти не изменился, но поздние мотеты потеряли контрастность и избыточно опираются на немотивированное мелизматическое письмо.

Интерес Агаззари к практическим вопросам исполнения проявляется в его влиятельном трактате Del sonare sopra ’l basso (О игре на basso continuo) (1607), содержащем руководство для клавишников, реализующих фигуральный бас, а также рекомендации для других инструменталистов, сопровождающих вокальный ансамбль, включая создание гармоний и украшение линии basso continuo. Этот трактат является фундаментальным источником для изучения исполнительской практики раннего барокко. Агаззари обсуждал орнаментацию (вокальную и инструментальную), темп и музыкальный стиль в предисловиях к нескольким своим сборникам (1603, 1609, 1611 и 1613). В La musica ecclesiastica (Церковная музыка) (1638) он вновь подчёркивает идею, что музыка должна быть служанкой текста, но отвергает современные оперные приёмы (включая ground bass и танцевальные ритмы) в пользу строгого, благородного стиля для церковной музыки.

Вклад Агаззари сделал его не просто ведущим сиенским композитором XVII века. Он стал сторонником «нового стиля» духовной музыки, оживил малые мотеты и способствовал их развитию в Риме. Его влияние распространялось за Альпы: многие работы появились в северных антологиях, а трактат о basso continuo послужил основой для обсуждения Михаэля Праториуса в Syntagma musicum.

Произведения

Драматические

Eumelio, dramma pastorale (Эумелио, пасторальная драма) (пролог, 3 голоса, T. де Куппис и F. Тирлетти), Рим, Seminario Romano, карнавал 1606 (Венеция, 1606)

Духовные

Sacrarum cantionum, liber primus (Священные песнопения, первая книга), 5–8 голосов, Рим, 1602, 2/1605, с органом

Sacrae laudes, liber secundus (Священные хвалы, вторая книга), 4–8 голосов, basso continuo (орган), инструменты, Рим, 1603

Sacrarum cantionum, liber tertius (Священные песнопения, третья книга), 5–8 голосов, basso continuo (орган), Рим, 1603

Sacrae cantiones, liber quartus (Священные песнопения, четвёртая книга), 2–3 голоса, basso continuo (орган), Рим, 1606; как Motetti, libro quarto (Мотеты, четвёртая книга), Милан, 1606

Sacrarum cantionum, liber II, op.5 (Священные песнопения, вторая книга, опус 5), 2–4 голоса, basso continuo (орган), Милан, 1607, 2/1608 с Del sonare sopra ’l basso con tutti li stromenti (О игре на basso continuo со всеми инструментами), 3/1609, 4/1613

Cantiones, motectae vulgo appellatae (Песнопения, обычно называемые мотетами), 4–8 голосов, инструменты, Франкфурт, 1607; выборки из публикаций 1602 и 1603

Psalmi sex, op.12 (Шесть псалмов, опус 12), 3–4 голоса, basso continuo (орган), Венеция, 1609

Psalmi ac magnificat, op.13 (Псалмы и Magnificat, опус 13), 5 голосов, basso continuo (орган), Венеция, 1611

Sertum roseum ex plantis Hiericho, op.14 (Розовый венок из растений Иерихона, опус 14), 1–4 голоса, basso continuo (орган), Венеция, 1611

Psalmorum ac magnificat, op.15 (Псалмы и Magnificat, опус 15), 8 голосов, basso continuo (орган), Венеция, 1611

Dialogici concentus, op.16 (Диалогические концерты, опус 16), 6–8 голосов, basso continuo (орган), Венеция, 1613

Missae quattuor tam organis, op.17 (Четыре мессы с органами, опус 17), 4–8 голосов, basso continuo (орган), Венеция, 1614

Sacrae cantiones, op.18 (Священные песнопения, опус 18), 1–4 голоса, basso continuo (орган), Венеция, 1615

Eucaristicum melos, op.20 (Евхаристическое песнопение, опус 20), 1–5 голосов, basso continuo (орган), Рим, 1625

Litaniae beatissimae virginis, op.21 (Литании Пресвятой Девы, опус 21), 4–8 голосов, basso continuo (орган), Рим, 1639

Musicum encomium (Музыкальный энкомий), 1–5 голосов, basso continuo (орган), Рим, 1640

Духовно-поэтические

Il primo libro de’ madrigaletti (Первая книга маленьких мадригалов), 3 голоса, Венеция, 1607

Il secondo libro de’ madrigaletti (Вторая книга маленьких мадригалов), 3 голоса, Венеция, 1607

Stille soavi di celeste aurora, op.19 (Мягкие тишины небесного рассвета, опус 19), 3–5 голосов, basso continuo, Венеция, 1620

Светские

Il primo libro de’ madrigali (Первая книга мадригалов), 6–7 голосов, Венеция, 1596

Il primo libro de’ madrigali (Первая книга мадригалов), 5–8 голосов, Венеция, 1600

Il secondo libro de’ madrigali (Вторая книга мадригалов), 5 голосов, Венеция, 1606

Теоретические труды

Del sonare sopra ’l basso con tutti li stromenti e dell’uso loro nel conserto (О игре на basso continuo со всеми инструментами и их использовании в ансамбле), Сиена, 1607, 2/1608 в Sacrarum cantionum; репринт в O. Kinkeldey: Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Лейпциг, 1910

La musica ecclesiastica dove si contiene la vera diffinitione della musica come scienza, non più veduta, e sua nobiltà (Церковная музыка, содержащая истинное определение музыки как науки, не виденной ранее, и её благородство), Сиена, 1638

Ноты сочинений Агостино Агаззари на сайте библиотеки IMSLP