Агаззари, Агостино
1580 - 1642

Назад

Agazzari, Agostino

  • Дата рождения: около 1580
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: январь 1642
  • Место смерти: Сиена

Биография

Родители Агаззари, по-видимому, были сиенского происхождения, и сам он еще мальчиком отправился в Сиену для обучения, возможно, под руководством Франческо Бьянчарди. С 1597 по 1602 год он занимал пост органиста в Сиенском соборе, после чего уехал в Рим, чтобы возглавить музыкальное оформление Коллегио Германико (1602–1603). В 1604 году присутствовал на повторном открытии сиенской Академии дельи Интронати. К 1606 году стал маэстро ди капелла в Римской семинарии, но вернулся в Сиену в 1607 году после того, как был внесен в так называемый "черный список" Папской капеллы (Капеллы Систина) за свое отсутствие без разрешения. В последующие годы он несколько раз занимал пост органиста Сиенского собора: в 1609, 1611–1617 и 1629–1633 годах; также на короткие периоды возглавлял музыкальную часть церкви Санта-Мария-ди-Провенцано в Сиене (1617–1619 и 1620–около 1622). Лишь в феврале 1641 года был окончательно назначен маэстро ди капелла Сиенского собора, однако из-за стремительного ухудшения здоровья в сентябре того же года вынужден был оставить этот пост. Скончался в апреле 1642 года и был похоронен в церкви Сан-Никколо-дель-Кармине в Сиене.

Творчество

Первые сочинения Агаззари — светские мадригалы, консервативные, но привлекательные произведения, демонстрирующие внимание к выразительности текста. Его духовные мадригалы, включенные в два тома "Мадригалетти" (1607) и в "Мягкие тишины" сочинение 19, схожи по стилю; сочинение 19 отличается от предыдущих лишь использованием органного баса. "Эумелио", один из первых примеров римской оперы, был написан для студентов семинарии. Преобладает музыка для сольного голоса с бассо континуо, но наиболее живые моменты встречаются в хоровых сценах, вставленных в оперу, особенно в конце каждого акта.

Большинство произведений Агаззари — духовные. Приверженность традициям позднего Возрождения отражена в сборниках месс, которые, несмотря на органный бас, сохраняют модальные обозначения, псевдоимитационные текстуры, умеренное использование тройного размера и акцент на ясность текста. Его семь настроек Лоретанской литании демонстрируют выразительность и разнообразие колорита, особенно восьмиголосная композиция 1639 года. Три тома псалмов вечерни отличаются разнообразием: восьмиголосные произведения — величественная антифонность с яркими диалогами, пятиголосные — текстурное разнообразие, а наиболее прогрессивны трехголосные настройки с ритмическими контрастами, виртуозными линиями и концертной подачей; прелюдия для "Хвалите Господа" начинается с инструментальной симфонии. Том 1609 года включает четыре голоса для псалмов комплины.

Мотет занимал основную часть творчества Агаззари. Ранние сборники для четырех–восьми голосов демонстрируют способность создавать привлекательные мелодии, внезапные гармонические, текстурные и ритмические переходы, а также активное использование музыкального иллюстрирования текста. Прогрессивные черты проявляются в использовании органного бассо континуо, приемов концертной техники и стремлении точно отражать смысл текста. В 1606 году он успешно адаптировал стиль к малым формам, создав один из самых популярных сборников двух- и трехголосых мотетов начала семнадцатого века. В сборниках 1607, 1611 и 1613 года стиль почти не изменился, но поздние мотеты потеряли контрастность и избыточно опираются на немотивированное мелизматическое письмо.

Интерес Агаззари к практическим вопросам исполнения проявляется в его влиятельном трактате "Об игре бассо континуо" (1607), содержащем руководство для клавишников, реализующих фигуральный бас, а также рекомендации для других инструменталистов, сопровождающих вокальный ансамбль, включая создание гармоний и украшение линии бассо континуо. Этот трактат является фундаментальным источником для изучения исполнительской практики раннего барокко. Агаззари обсуждал орнаментацию, темп и музыкальный стиль в предисловиях к нескольким своим сборникам (1603, 1609, 1611 и 1613). В "Церковная музыка" (1638) он вновь подчеркивает идею, что музыка должна быть служанкой текста, но отвергает современные оперные приемы в пользу строгого, благородного стиля для церковной музыки.

Вклад Агаззари сделал его не просто ведущим сиенским композитором семнадцатого века. Он стал сторонником "нового стиля" духовной музыки, оживил малые мотеты и способствовал их развитию в Риме. Его влияние распространялось за Альпы: многие работы появились в северных антологиях, а трактат о бассо континуо послужил основой для обсуждения Михаэля Преториуса в "Собрании музыки".

Произведения

Драматические произведения

  • "Эумелио, пасторальная драма" ("Eumelio, dramma pastorale") (пролог, 3 голоса), Рим, Seminario Romano, карнавал 1606 (Венеция, 1606)

Духовные сочинения

  • "Священные песнопения, первая книга" ("Sacrarum cantionum, liber primus"), 5–8 голосов (Рим, 1602)
  • "Священные хвалы, вторая книга" ("Sacrae laudes, liber secundus"), 4–8 голосов, бассо континуо, инструменты (Рим, 1603)
  • "Священные песнопения, третья книга" ("Sacrarum cantionum, liber tertius"), 5–8 голосов, бассо континуо (Рим, 1603)
  • "Священные песнопения, четвертая книга" ("Sacrae cantiones, liber quartus"), 2–3 голоса, бассо континуо (Рим, 1606), также издано как "Мотеты, книга четвертая" ("Motetti, libro quarto")
  • "Священные песнопения, вторая книга, сочинение 5" ("Sacrarum cantionum, liber II, op.5"), 2–4 голоса, бассо континуо (Милан, 1607)
  • "Песнопения, обычно называемые мотетами" ("Cantiones, motectae vulgo appellatae"), 4–8 голосов, инструменты (Франкфурт, 1607)
  • "Шесть псалмов, сочинение 12" ("Psalmi sex, op.12"), 3–4 голоса, бассо континуо (Венеция, 1609)
  • "Псалмы и Песнь Богородицы, сочинение 13" ("Psalmi ac magnificat, op.13"), 5 голосов, бассо континуо (Венеция, 1611)
  • "Розовый венок из растений Иерихона, сочинение 14" ("Sertum roseum ex plantis Hiericho, op.14"), 1–4 голоса, бассо континуо (Венеция, 1611)
  • "Псалмы и Песнь Богородицы, сочинение 15" ("Psalmorum ac magnificat, op.15"), 8 голосов, бассо континуо (Венеция, 1611)
  • "Диалогические концерты, сочинение 16" ("Dialogici concentus, op.16"), 6–8 голосов, бассо континуо (Венеция, 1613)
  • "Четыре мессы с органами, сочинение 17" ("Missae quattuor tam organis, op.17"), 4–8 голосов, бассо континуо (Венеция, 1614)
  • "Священные песнопения, сочинение 18" ("Sacrae cantiones, op.18"), 1–4 голоса, бассо континуо (Венеция, 1615)
  • "Евхаристическое песнопение, сочинение 20" ("Eucaristicum melos, op.20"), 1–5 голосов, бассо континуо (Рим, 1625)
  • "Литании Пресвятой Девы, сочинение 21" ("Litaniae beatissimae virginis, op.21"), 4–8 голосов, бассо континуо (Рим, 1639)
  • "Музыкальный энкомий" ("Musicum encomium"), 1–5 голосов, бассо континуо (Рим, 1640)

Духовно-поэтические сочинения

  • "Первая книга маленьких мадригалов" ("Il primo libro de' madrigaletti"), 3 голоса (Венеция, 1607)
  • "Вторая книга маленьких мадригалов" ("Il secondo libro de' madrigaletti"), 3 голоса (Венеция, 1607)
  • "Мягкие тишины небесного рассвета, сочинение 19" ("Stille soavi di celeste aurora, op.19"), 3–5 голосов, бассо континуо (Венеция, 1620)

Светские сочинения

  • "Первая книга мадригалов" ("Il primo libro de' madrigali"), 6–7 голосов (Венеция, 1596)
  • "Первая книга мадригалов" ("Il primo libro de' madrigali"), 5–8 голосов (Венеция, 1600)
  • "Вторая книга мадригалов" ("Il secondo libro de' madrigali"), 5 голосов (Венеция, 1606)

Теоретические труды

  • "Об игре бассо континуо со всеми инструментами и их использовании в ансамбле" ("Del sonare sopra 'l basso con tutti li stromenti e dell'uso loro nel conserto") (Сиена, 1607)
  • "Церковная музыка, содержащая истинное определение музыки как науки, не виденной ранее, и ее благородство" ("La musica ecclesiastica dove si contiene la vera diffinitione della musica come scienza, non più veduta, e sua nobiltà") (Сиена, 1638)

Ноты сочинений Агостино Агаззари на сайте библиотеки IMSLP