Агаззари, Агостино
1580 - 1642
Назад
Agazzari, Agostino
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Родители Агаззари, по-видимому, были сиенского происхождения, и сам он еще мальчиком отправился в Сиену для обучения, возможно, под руководством Франческо Бьянчарди. С 1597 по 1602 год он занимал пост органиста в Сиенском соборе, после чего уехал в Рим, чтобы возглавить музыкальное оформление Коллегио Германико (1602–1603). В 1604 году присутствовал на повторном открытии сиенской Академии дельи Интронати. К 1606 году стал маэстро ди капелла в Римской семинарии, но вернулся в Сиену в 1607 году после того, как был внесен в так называемый "черный список" Папской капеллы (Капеллы Систина) за свое отсутствие без разрешения. В последующие годы он несколько раз занимал пост органиста Сиенского собора: в 1609, 1611–1617 и 1629–1633 годах; также на короткие периоды возглавлял музыкальную часть церкви Санта-Мария-ди-Провенцано в Сиене (1617–1619 и 1620–около 1622). Лишь в феврале 1641 года был окончательно назначен маэстро ди капелла Сиенского собора, однако из-за стремительного ухудшения здоровья в сентябре того же года вынужден был оставить этот пост. Скончался в апреле 1642 года и был похоронен в церкви Сан-Никколо-дель-Кармине в Сиене.
Первые сочинения Агаззари — светские мадригалы, консервативные, но привлекательные произведения, демонстрирующие внимание к выразительности текста. Его духовные мадригалы, включенные в два тома "Мадригалетти" (1607) и в "Мягкие тишины" сочинение 19, схожи по стилю; сочинение 19 отличается от предыдущих лишь использованием органного баса. "Эумелио", один из первых примеров римской оперы, был написан для студентов семинарии. Преобладает музыка для сольного голоса с бассо континуо, но наиболее живые моменты встречаются в хоровых сценах, вставленных в оперу, особенно в конце каждого акта.
Большинство произведений Агаззари — духовные. Приверженность традициям позднего Возрождения отражена в сборниках месс, которые, несмотря на органный бас, сохраняют модальные обозначения, псевдоимитационные текстуры, умеренное использование тройного размера и акцент на ясность текста. Его семь настроек Лоретанской литании демонстрируют выразительность и разнообразие колорита, особенно восьмиголосная композиция 1639 года. Три тома псалмов вечерни отличаются разнообразием: восьмиголосные произведения — величественная антифонность с яркими диалогами, пятиголосные — текстурное разнообразие, а наиболее прогрессивны трехголосные настройки с ритмическими контрастами, виртуозными линиями и концертной подачей; прелюдия для "Хвалите Господа" начинается с инструментальной симфонии. Том 1609 года включает четыре голоса для псалмов комплины.
Мотет занимал основную часть творчества Агаззари. Ранние сборники для четырех–восьми голосов демонстрируют способность создавать привлекательные мелодии, внезапные гармонические, текстурные и ритмические переходы, а также активное использование музыкального иллюстрирования текста. Прогрессивные черты проявляются в использовании органного бассо континуо, приемов концертной техники и стремлении точно отражать смысл текста. В 1606 году он успешно адаптировал стиль к малым формам, создав один из самых популярных сборников двух- и трехголосых мотетов начала семнадцатого века. В сборниках 1607, 1611 и 1613 года стиль почти не изменился, но поздние мотеты потеряли контрастность и избыточно опираются на немотивированное мелизматическое письмо.
Интерес Агаззари к практическим вопросам исполнения проявляется в его влиятельном трактате "Об игре бассо континуо" (1607), содержащем руководство для клавишников, реализующих фигуральный бас, а также рекомендации для других инструменталистов, сопровождающих вокальный ансамбль, включая создание гармоний и украшение линии бассо континуо. Этот трактат является фундаментальным источником для изучения исполнительской практики раннего барокко. Агаззари обсуждал орнаментацию, темп и музыкальный стиль в предисловиях к нескольким своим сборникам (1603, 1609, 1611 и 1613). В "Церковная музыка" (1638) он вновь подчеркивает идею, что музыка должна быть служанкой текста, но отвергает современные оперные приемы в пользу строгого, благородного стиля для церковной музыки.
Вклад Агаззари сделал его не просто ведущим сиенским композитором семнадцатого века. Он стал сторонником "нового стиля" духовной музыки, оживил малые мотеты и способствовал их развитию в Риме. Его влияние распространялось за Альпы: многие работы появились в северных антологиях, а трактат о бассо континуо послужил основой для обсуждения Михаэля Преториуса в "Собрании музыки".
Драматические произведения
Духовные сочинения
Духовно-поэтические сочинения
Светские сочинения
Теоретические труды
Ноты сочинений Агостино Агаззари на сайте библиотеки IMSLP