Агатеа, Марио
1623 - 1699

Назад

Agatea, Mario

  • Дата рождения: около 1623–1628
  • Место рождения: Италия
  • Дата смерти: до 28 января 1699 года
  • Место смерти: Болонья

Биография

Марио Агатеа — итальянский певец, композитор и мастер по изготовлению музыкальных инструментов эпохи барокко. Он был монахом-августинцем и с около 1649 года служил сопрано-кастратом при дворе герцога д'Эсте в Модене. 13 ноября 1660 года его назначили певчим хора базилики Сан-Петронио в Болонье с жалованием 50 лир в месяц. 24 апреля 1662 года он был освобожден от должности, но уже 25 июля 1663 года вновь принят в хор.

В октябре 1665 года Агатеа вернулся в Модену, где занял должность капельмейстера собора, сменив Марко Уччеллини. Эту должность он оставил в ноябре 1673 года и к началу 1674 года вновь поселился в Болонье. С 1677 по 1681 год он пел в капелле герцога Франческо II д'Эсте. В 1685 году был принят в члены Болонской филармонической академии.

В последние годы жизни Агатеа проживал в монастырях близ Болоньи. В 1689 году он писал герцогу Модены из монастыря Сан-Бьяджо, прося назначить ему пенсию из-за преклонного возраста и ухудшения зрения. В 1692 году он сообщил, что полностью ослеп и по совету врачей переведен в монастырь Санта-Мария делла Мизерикордия за пределами Болоньи. В регистрах двора Модены от 28 января 1699 года указано, что он умер в возрасте около 75 лет, что указывает на рождение около 1623–1625 годов. Однако подпись на гравированном портрете 1676 года сообщает, что ему тогда было 48 лет, что относит дату рождения к 1627 или 1628 году.

Современники знали Агатеа прежде всего как выдающегося певца. В документах Моденского собора он упомянут как "сопрано необычайного совершенства". Композитор Мауро Казцати посвятил ему мотет в 1666 году, назвав его "знаменитым музыкантом". Из письма Агатеа Джованни Паоло Колонне известно, что он также занимался изготовлением клавишных инструментов.

Творчество

Агатеа писал главным образом вокальные произведения, преимущественно светского характера, хотя некоторые из них носят морально-нравственный оттенок. Его стиль отличается мелодичностью и выразительной кантиленой. Музыкальные труды Агатеа включают как духовные, так и светские арии и канцонетты для голоса с бассо континуо. Несмотря на скромный объем наследия, его сочинения свидетельствуют о хорошем знании итальянской вокальной традиции середины семнадцатого века. Его музыка отражает влияние как римской, так и болонской школ, с характерным для того времени вниманием к выразительности текста и ясности мелодии.

Произведения

Вокальные сочинения

  • "Придите, поспешите" ("Venite celeres") для одного голоса и бассо континуо, 1670
  • "Плач сердца" ("I pianti d’un core"), канцонетта для одного голоса и бассо континуо, 1670

Цикл песен для одного голоса и бассо континуо

  • "Лишь ступаю на землю ногой" ("Calco appena il suol col piede")
  • "Кто не знает, что такое мучение" ("Chi non sa che sia tormento")
  • "Верный пример любви" ("Fido esempio d’amore")
  • "Сломай лук" ("Frangi l’arco")
  • "Пока тень юна" ("Mentre l’ombra bambina")
  • "Так как истинная вера" ("Poiche la vera fede")
  • "Хвались, бог Купидон" ("Vanti pur il dio Cupido")
  • "Чтобы поцеловать столь прелестное лицо" ("Per baciar volto sì vago"), ария для одного голоса и бассо континуо

Примечание об атрибуции

  • "Любовь, дай мне насладиться" ("Amor fammi goder") — в некоторых источниках это произведение ошибочно приписывается композитору.

Письма

  • Восемь писем герцогу Моденскому
  • Пять писем Джованни Паоло Колонне