Адсон, Джон
1587 - 1640
Назад
Adson, John
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Адсон был английским исполнителем на духовых инструментах и композитором. Возможно, он является тем самым Иоганнесом Адсоном, крещенным в Уотфорде, Нортгемптоншир, 24 января 1587 года, хотя о его жизни до 1604 года ничего достоверного неизвестно. В 1604 году он упоминается как игрок на корнетте при дворе Карла Третьего Лотарингского в Нанси. Карл умер в 1608 году, а к концу 1613 года Адсон вернулся в Англию и вступил в состав музыкантов-вейтов Лондона. Примерно в феврале 1614 года он женился на Джейн Ланери и обосновался в приходе церкви Святого Джайлса Криплгейт. По крайней мере два его сына, Ислай (или Ислип; крещен 30 мая 1615 года) и Роджер (крещен 24 июня 1621 года), стали музыкантами. В ноябре 1633 года Адсон стал королевским исполнителем на духовых инструментах, а 18 января 1636 года ему выплатили четыре фунта пятнадцать шиллингов за трехголосный корнет и трехголосную флейту-прим, предположительно используемые им на дворе. В феврале 1634 года он организовал духовые инструменты для процессии второго исполнения маскарада Ширли "Триумф мира", вызвав тем самым недовольство Мастера королевской музыки Николаса Ланье. Очевидно, Адсон предпочитал театральных музыкантов членам Королевской музыки, а его связь с королевской театральной труппой подтверждается упоминаниями о нем в пьесах, поставленных ею в 1634 и 1639–1640 годах. Он умер 29 июня 1640 года и был похоронен на следующий день в церкви Святого Джайлса Криплгейт. Его сменил при дворе Уильям Ланье, а в составе вейтов Лондона — Джеймс Хинтон.
Адсон наиболее известен сборником "Дворцовые маскарадные арии" (Лондон, 1621), который он посвятил герцогу Бэкингему, частому и увлеченному участнику маскарадов. Сборник состоит из 31 оживленного танца для скрипок, ансамблей и корнеттов и делится на три части. Первые 18 пьес, вероятно, являются настоящими маскарадными танцами, используя пятичастное одно-сопрановое написание, связанное со скрипичными ансамблями. Следующие три пьесы, также в пяти частях, обозначены для корнеттов и саксобасов, тогда как остальные, вероятно, предназначены для тех же инструментов, так как используют шестичастное написание с двумя сопрано, характерное для духовых ансамблей. Считается, что сборник является работой самого Адсона, однако у него не было придворной должности на момент публикации, поэтому маскарадные танцы, по крайней мере, скорее всего, представляют собой его версии произведений, первоначально написанных придворными музыкантами.
Инструментальные сочинения
Исторические упоминания
Ноты сочинений Джона Адсона на сайте библиотеки IMSLP