Адрианссен, Эмануэль
ок.1554 - 1604

Назад

Эмануэль Адрианссен (Emanuel Adriaenssen) - Фламандский лютнист, педагог и композитор

Родился около 1554 года, Антверпен - умер 27 февраля 1604 года, Антверпен. 

В 1574 году он отправился учиться в Рим, что, вероятно, объясняет наличие итальянских элементов в его публикациях. Он был протестантом, но после падения Антверпена в 1585 году по политическим причинам был вынужден принять католическую веру. Вместе со своим братом Гайсбрехтом он открыл школу лютнистов в Антверпене, но в 1587 году у них возник конфликт с гильдией музыкантов, поскольку ни один из них не был ее членом; Однако позже Эмануэль, должно быть, стал свободным членом гильдии, поскольку время от времени принимал титул мастера. Он был назначен капитаном гражданской стражи, что приносило ему регулярный доход, а в 1595 году он принял участие в освобождении близлежащего города Лир, который был оккупирован голландцами. Он вращался в высших кругах Антверпена, и знатные семьи, несомненно, восхищались его виртуозным мастерством лютниста и приглашали его выступать. Его публикации принесли ему широкую известность, и их можно было найти в библиотеках многих выдающихся людей, среди которых Константин Гюйгенс, король Португалии Жуан IV и кардинал Мазарини. Он упоминался Адрианом Денсом (1594), Робертом Доулендом (1610), Г.Л. Фурманом (1615), Ж.-Б. Бесардом (1617), У.К. Принцем (1690) и Э.Г. Бароном (1727) как ведущий композитор лютневой музыки, но его музыка склонна к избытку орнамент, и по этой причине он не может быть поставлен в один ряд с величайшими из своих итальянских, французских и английских современников. Однако как преподаватель он занимает лидирующие позиции, как благодаря уникальным таблицам, которые он опубликовал, так и потому, что он был основателем антверпенской лютневой школы, в которую, вероятно, входили Денсс и Йоахим ван ден Хове. Адрианссен опубликовал "Pratum musicum longe's amoenissimum", "cuius", "ambitu comprehenduntur", "omnia ad testudinis", "tabulaturam fideliter", “opus novum” и "Novum pratum musicum", "сборник разнообразных авторских и идиоматических мадригалов, кантий и модулей", "opus plane". новый год, следующий за днем рождения. Каждая из этих трех книг написана во французской лютневой табулатуре и состоит из пяти фантазий, около 50 вокальных пьес и около 30 танцев. Фантазии, которые являются оригинальными произведениями, представляют собой небольшие зачаточные фуги; контрапункт четкий, и они устремлены в будущее, почти в стиле барокко, по стилю и форме. Переложения вокальной музыки - это, по большей части, виртуозные лютневые обработки мадригалов, шансонов и мотетов выдающихся нидерландских, французских и итальянских композиторов XVI века; есть также ряд анонимных наполитанских и французских мелодий популярного происхождения, написанных в более простой манере. К каждой интабуляции добавляются две или более вокальных партии в мужской нотации; таким образом, эти пьесы могут быть исполнены вокально, инструментально или и то, и другое вместе. Танцы представляют собой виртуозные вариации на неизвестные мелодии и стандартные басовые партии, особенно пассамеццо, гальярды, аллеманды, куранты, вольты и бранли. "Novum pratum musicum" особенно интересен своими инструкциями (напечатанными на латыни) по методам интабуляции полифонической музыки: они включают таблицы, в которых наряду с соответствующими табулатурными знаками указаны мензурные обозначения.

Ноты сочинений Эмануэля Адрианссена на сайте библиотеки IMSLP