Адрианссен, Эмануэль
1554 - 1604
Назад
Adriaenssen, Emanuel
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Эммануэль Адриенссен — фламандский лютнист, педагог и композитор. Он родился в Антверпене около 1554 года и в 1574 году отправился в Рим для обучения, где познакомился с итальянской музыкальной культурой, что заметно отразилось в его позднейших сочинениях. Первоначально Адриенссен исповедовал протестантизм, однако после падения Антверпена в 1585 году был вынужден принять католицизм по политическим причинам. Совместно со своим братом Гисбрехтом он основал в Антверпене школу игры на лютне. В 1587 году братья вступили в конфликт с местной музыкальной гильдией, поскольку не состояли в ее рядах, однако впоследствии Эммануэль получил звание свободного мастера и право официально преподавать музыку. Адриенссен пользовался уважением в обществе и занимал должность капитана городской стражи, что обеспечивало ему стабильный доход. В 1595 году он участвовал в освобождении города Лир, захваченного голландцами. Он вращался в высших кругах Антверпена, где его мастерство лютниста вызывало восхищение аристократии, которая часто приглашала его выступать на частных концертах. Его сочинения и трактаты быстро распространились по Европе и попали в библиотеки таких выдающихся личностей, как Константин Гюйгенс, король Португалии Жуан Четвертый и кардинал Мазарини. Имя Адриенссена упоминают многие авторы и музыковеды семнадцатого–восемнадцатого веков, в том числе Адриан Денсс (1594), Роберт Доуленд (1610), Г. Л. Фурманн (1615), Жан-Батист Безар (1617), В. К. Принц (1690) и Эрнст Готлиб Барон (1727).
Несмотря на некоторую избыточность орнаментации, его сочинения для лютни отличаются утонченностью и технической изобретательностью. Однако его значение как педагога даже выше, чем как композитора: он опубликовал уникальные таблицы для интабуляции и основал антверпенскую школу лютневого искусства, среди его учеников, вероятно, были Адриан Денсс и Иоахим ван ден Хове.
Эммануэль Адриенссен — один из важнейших представителей фламандской школы лютнистов конца шестнадцатого века. Он создал крупные сборники произведений, объединяющие инструментальные фантазии, переложения вокальных композиций и танцевальные пьесы.
В 1584 году он опубликовал сборник "Прекраснейший музыкальный луг". Второе, расширенное издание вышло в 1600 году.
В 1592 году был издан сборник "Новый музыкальный луг".
Оба издания написаны во французской лютневой табулатуре и включают по пять фантазий, около пятидесяти вокальных пьес и тридцать танцев.
Фантазии — оригинальные сочинения Адриенссена, представляющие собой миниатюрные фуги с изящным контрапунктом и предвосхищающие барочные формы. Интабуляции вокальных произведений — это виртуозные лютневые обработки мадригалов, шансонов и мотетов выдающихся нидерландских, французских и итальянских композиторов шестнадцатого века. Также присутствуют упрощенные обработки народных неаполитанских и французских песен.
К большинству интабуляций добавлены одна или несколько вокальных партий в мензуральной нотации, что позволяет исполнять эти пьесы как вокально, так и инструментально.
Танцевальные пьесы Адриенссена представляют собой вариации на популярные мелодии и остинатные басы, включая пассамеццо, гальярду, аллеманду, куранту, вольту и бранль.
Сборник "Новый музыкальный луг" также ценен благодаря включенным в него латинским инструкциям о методах интабулирования многоголосной музыки: композитор привел таблицы, сопоставляющие мензуральную запись и лютневую табулатуру.
Педагогические труды и сборники:
Содержание сборников:
Ноты сочинений Эмануэля Адрианссена на сайте библиотеки IMSLP