Адрианссен, Эмануэль
1554 - 1604
Назад
Emanuel Adriaenssen

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Эммануэль Адрианссен был фламандским лютнистом, учителем и композитором. В 1574 году он отправился учиться в Рим, и это, вероятно, объясняет присутствие итальянских элементов в его публикациях. Он был протестантом, но после падения Антверпена в 1585 году по политическим причинам был вынужден принять католичество. Вместе с братом Гисбрехтом он открыл школу для лютнистов в Антверпене, но в 1587 году столкнулся с конфликтом с гильдией музыкантов, так как ни один из них не был членом гильдии; позже, однако, Эммануэль, вероятно, получил статус свободного члена, поскольку иногда использовал титул «мастер».
Он был назначен капитаном гражданской стражи, что обеспечивало ему регулярный доход, и в 1595 году принимал участие в освобождении близлежащего города Лир, занятого голландцами. Адрианссен вращался в высших кругах Антверпена, и ведущие семьи, несомненно, ценили его виртуозность как лютниста и приглашали выступать. Его публикации принесли ему более широкую известность и находились в библиотеках многих видных людей, включая Константина Хюйгенса, короля Жуана IV Португальского и кардинала Мазарини.
Его упоминают Адриан Денз (1594), Роберт Дауленд (1610), Г.Л. Фурманн (1615), Ж.-Б. Безар (1617), В.К. Принц (1690) и Э.Г. Барон (1727) как ведущего композитора лютневой музыки, однако его творчество отличается избыточной орнаментацией и поэтому не ставится в один ряд с величайшими итальянскими, французскими и английскими современниками. Как педагог он занимал ведущие позиции благодаря уникальным таблицам интебуляций, опубликованным им, и как основатель антверпенской школы игры на лютне, которая, вероятно, включала Дензса и Иоакима ван ден Хове.
Творчество
Адрианссен опубликовал Pratum musicum longe amoenissimum, cuius … ambitu comprehenduntur … omnia ad testudinis tabulaturam fideliter redacta … opus novum («Прекраснейшее музыкальное луг, охватывающий … всё верно изложенное в таблатуре для лютни … новое произведение», Антверпен, 1584/1977) и Novum pratum musicum … selectissimi diversorum autorum et idiomatum madrigales, cantiones, et moduli … opus plane novum, nec hactenus editum («Новый музыкальный луг … избранные мадригалы, песни и модулы различных авторов и языков … совершенно новое произведение, ранее не издававшееся», Антверпен, 1592/1977). Музыка из всех трёх изданий опубликована в MMBel, x, 1966 и в Спиессенсе, 1974–1976.
Все три книги написаны в французской лютневой таблатуре и содержат пять фантазий, около 50 вокальных произведений и около 30 танцев. Фантазии (все изданы А. Рули, 21 Renaissance Lute Fantasias, Лондон, 1980) представляют собой небольшие эмбриональные фуги; контрапункт аккуратен и предвосхищает стиль барокко. Интебуляции вокальной музыки — это в основном виртуозные лютневые обработки мадригалов, шансон и мотетов выдающихся нидерландских, французских и итальянских композиторов XVI века. Также встречаются анонимные наполитане и французские народные песни, обработанные проще. Каждой интебуляции добавлены две или более вокальные партии в мензуральной нотации; произведения могут исполняться вокально, инструментально или одновременно.
Танцы представляют собой виртуозные вариации на анонимные мелодии и стандартные басы, особенно пассамецци, галярды, аллеманды, корранты, волты и бранили. Novum pratum musicum особенно интересен инструкциями (на латыни) по методам интебуляции полифонической музыки: включены таблицы, в которых мензуральная нотация показана рядом с соответствующими знаками таблатуры.
Произведения
Ноты сочинений Эмануэля Адрианссена на сайте библиотеки IMSLP