Адлунг, Якоб
1699 - 1762
Назад
Adlung, Jakob

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Якоб Адлунг был немецким органистом, музыковедом и учёным середины XVIII века. Его отец, Давид Адлунг, был учителем и органистом, мать — Доротея Элизабета, урожденная Мёерин из Тондорфа.
Своё первое музыкальное обучение Якоб получил от отца, который в 1711 году отправил его в Эрдурф, в младшую школу Святого Андрея. В 1713 году он поступил в Эрдурфскую гимназию, живя у хормейстера Кристиана Райхардта, у которого изучал орган и расширял свои музыкальные знания.
В 1723 году Адлунг поступил в университет Йены, где изучал различные дисциплины — философию, филологию, теологию, и одновременно брал уроки игры на органе у Иоганна Николая Баха. В Йене он познакомился с Иоганном Готфридом Вальтером, от которого заимствовал множество музыкально-теоретических трудов. В Йену он написал несколько работ по теории музыки, однако большинство из них погибло в пожаре, уничтожившем его дом в 1736 году.
В 1726 году он получил степень, и хотя планировал остаться в Йене как преподаватель, уже в 1727 году вернулся в Эрдурф, став преемником Иоганна Генриха Батштедта, органиста в церкви Придигер. Адлунг занимал эту должность до конца жизни. В 1732 году он женился на Элизабет Риттер, дочери бургомистра Гросс-Ванцлебена.
Кроме органной деятельности, Адлунг был профессором языков в Эрдурфской гимназии и преподавал множество учеников: с 1728 по 1762 год у него обучалось 218 клавишников и 284 ученика языков. Он также освоил ремесло изготовления клавишных инструментов, за свою жизнь завершив изготовление шестнадцати таких инструментов.
Адлунг принадлежит к числу выдающихся учёных-музыкантов своего времени, вместе с Маттезоном, Мизлером и Вальтером. Он обладал большой эрудицией в теории и эстетике музыки Нового времени.
Его главные труды — Musica mechanica organoedi и Anleitung zu der musikalischen Gelahrtheit — являются важнейшими источниками сведений о немецкой барочной музыке. Musica mechanica organoedi, опубликованная спустя шесть лет после его смерти, представляет собой энциклопедию об органах Центральной Германии первой половины XVIII века: их конструкции, тональных характеристиках, регистрах, настройке. Описание более восьмидесяти немецких органов и детали о корпусе, баллонах воздуха, трубах и регистрах делают этот труд уникальным.
Anleitung zu der musikalischen Gelahrtheit охватывает широкий спектр тем — от истории музыки, математических аспектов музыки, истории органа, инструментов, искусства пения, контрапункта, до композиции и импровизации. Этот труд представляет собой также ценное свидетельство практических наблюдений Адлунга.
Ноты сочинений Якоба Адлунга на сайте библиотеки IMSLP