Адльгассер, Антон Каэтан
1729 - 1777

Назад

Adlgasser, Anton Cajetan

  • Дата рождения: 1 октября 1729
  • Место рождения: Нидеррахен, близ Инцелля, Верхняя Бавария, Германия
  • Дата смерти: 22 декабря 1777
  • Место смерти: Зальцбург, Австрия

Биография

Антон Каэтан Адльгассер был немецким (баварским по происхождению) композитором и органистом, работавшим большую часть жизни в Зальцбурге. Его отец, Ульрих Адльгассер (1704–1756), был учителем и органистом. 4 декабря 1744 года молодой Адльгассер зарегистрировался в классе "Грамматика" в Зальцбургском университете, а в тот же год стал хористом в придворной капелле Зальцбурга. Его братья Иосиф (родился в 1732 году), впоследствии органист в Лауфене, и Георг (родился в 1736 году) также были хоральными певцами в Зальцбурге.

В период обучения Адльгассер участвовал в школьных драматических постановках, включая семь произведений Иоганна Эрнста Эберлина. Он изучал орган и скрипку, а также, вероятно, композицию у Эберлина. В 1750 году он был назначен придворным и кафедральным органистом вскоре после повышения Эберлина до позиции капельмейстера двора. По воспоминаниям Леопольда Моцарта, обязанности Адльгассера включали аккомпанемент придворной камерной музыки на клавесине и сочинение музыки как для двора, так и для собора.

После 1760 года Адльгассер занимал должность органиста одновременно в соборе и в церкви Троицы в Зальцбурге. Он также давал уроки клавишных в церковной школьной системе. В 1764 году архиепископ Шраттенбах отправил его на год учиться в Италию, чтобы углубить знание итальянской музыкальной традиции. В этой поездке он познакомился с Джузеппе Колла и Джузеппе Мартини, который написал для него рекомендательное письмо. Сохранилось письмо Адльгассера Мартини от декабря 1764 года.

После возвращения в Зальцбург в 1765 году он написал свою единственную оперу "Ниттети", которая была впервые представлена в 1766 году.

В 1752 году Адльгассер женился на Марии Йозефе, дочери Эберлина (1730–1755). Их дочь Мария Виктория Цечилия (1753–1821) стала одной из лучших подруг Наннерль Моцарт. Во второй раз он женился в 1756 году на Марии Барбаре Шваб; после ее смерти в 1768 году он женился в третий раз на Марии Анне Феземайр, придворной певице, которая сопровождала его в поездке в Венецию. Все три брака были засвидетельствованы Леопольдом Моцартом.

Согласно письму Леопольда от 22 декабря 1777 года, смерть Адльгассера наступила от удара, когда он играл на органе во время вечерни в соборе. После него кафедральным органистом стал Вольфганг Амадей Моцарт, а обязанности в церкви Троицы принял на себя Михаэль Гайдн.

Творчество

Адльгассер жил в переходный период в Зальцбурге, между поколениями Эберлина и Леопольда Моцарта и новыми поколениями Михаэля Гайдна и Вольфганга Моцарта. Он создал заметный вклад как в светскую, так и в духовную музыку, включая симфонии, концерты, органные и клавесинные произведения, а также театральные и сценические сочинения.

Его инструментальное творчество включает 10 симфоний, четыре концерта для клавесина, а также другие клавесинные и органные работы. По мнению исследователя Райнера, пять симфоний в рукописи из Регенсбурга демонстрируют близость к итальянской оперной симфонии, хоть и написаны в традиционной зальцбургской оркестровой манере.

Более значимо для него было духовное творчество, которое пользовалось широкой популярностью на протяжении восемнадцатого века. Его церковные композиции по масштабам и инструментовке близки к духовной музыке Моцартов и Михаэля Гайдна — они включают как итальянский стиль, так и строгую контрапунктическую манеру. Многие из его духовных произведений исполнялись в Зальцбурге вплоть до девятнадцатого века.

На театральной сцене Адльгассер писал латинские школьные драмы, оратории, немецкие зингшпили с духовной тематикой, а также оперу "Ниттети". Многие латинские сценические произведения включали музыкальные драмы внутри речитативных пьес, комические вставки и пантомимы. В 1760-70-х годах он сотрудничал с Вольфгангом Моцартом, Михаэлем Гайдном и другими зальцбургскими композиторами над немецкими ораториями и духовными зингшпилями, включая "Обязанность первой заповеди" (1767). Между 1766 и 1772 годами по крайней мере два драматических произведения Адльгассера ежегодно исполнялись в Зальцбурге.

Помимо композиции, Адльгассер написал теоретические трактаты (один совместно с Михаэлем Гайдном), которые использовались в педагогических целях и вошли в зальцбургскую традицию обучения игре на органе. Леопольд Моцарт описывал его как хорошего органиста и аккомпаниатора на фортепиано и клавесине. В письме к Падре Мартини (4 сентября 1776) Вольфганг Моцарт называл его и Михаэля Гайдна "превосходными контрапунктистами".

Его зрелые сочинения, глубоко укорененные в традициях середины восемнадцатого века Зальцбурга, демонстрируют мастерство как в контрапункте, так и в сольном вокальном письме.

Произведения

Церковные произведения

  • 7 месс, включая 3 включенных
  • 1 "Кирие"
  • 3 реквиема, включая 1 включенный
  • 12 литаний Девы Марии
  • 4 литургических движения
  • 4 других литургических произведения
  • 1 вечерня
  • 2 движения вечерни
  • 26 мотетов и офферториев
  • 20 антифонов Девы Марии
  • 9 латинских гимнов
  • 1 псалом
  • 44 немецких гимна и духовных песни

Сценические произведения

Все произведения исполнялись в Зальцбурге

Латинские оратории и школьные драмы

  • "Комическое представление" ("Exhibitio comica"), 19 июня 1748, утрачено
  • "Путь мужчины в юности" ("Via viri in adolescentia"), 22 июня 1762, музыка утрачена
  • "Израиль и Альберт, короли Швеции" ("Israel et Albertus Sueciae reges"), 31 августа 1762, музыка утрачена, включая интерлюдиум
  • "Правящий Ох" ("Ochus regnans"), 15 июня 1763
  • "Бела, князь Венгрии" ("Bela Hungariae princeps"), 30 августа 1763, включая пантомимный интерлюдиум
  • "Анис, царь Египта" ("Anysis Aegypti rex"), 30 августа 1765, включая пантомиму
  • "Халкид завоеван" ("Chalcis expugnata"), 2 сентября 1766, включая пантомиму
  • "Ганнибал, гость города Капуи" ("Hannibal Capuanae urbis hospes"), 28 августа 1767, включая пантомиму
  • "Счастье Филемона с Бауцидой" ("Philemonis cum Baucide felicitas"), 10 апреля 1768, музыка утрачена
  • "Милосердие Феодосия" ("Clementia Theodosii"), 30 августа 1768, музыка утрачена
  • "Синорикс и Камма" ("Synorix et Camma"), 1 сентября 1769, музыка утрачена, включая пантомиму
  • "Благочестие к Богу" ("Pietas in Deum"), 8 июля 1772
  • "Благочестие к гостю" ("Pietas in hospitem"), 2 сентября 1772, частично, с немецкой вставной музыкой
  • Оратории, адаптированные из школьных драм 1772 года
  • "Амиртас?" ("Amyrtas?"), фрагмент
  • "Финальная комедия" ("Comoedia finalis"), фрагмент

Немецкие оратории и духовные зингшпили

  • "Христос на Масличной горе" ("Christus am Ölberg"), завершено 31 марта 1754
  • "Действующая благодать Божья (Давид в покаянии)" ("Die wirkende Gnade Gottes (David in der Busse)"), 1756
  • "Эсфирь?" ("Esther?"), около 1761
  • "Авраам и Исаак" ("Abraham und Isaak"), около 1765–1768, сохранились только либретто и начало музыки
  • "Обязанность первой заповеди" ("Die Schuldigkeit des ersten Gebotes"), часть 3, около 26 марта 1767, совместно с Вольфгангом Амадеем Моцартом и Михаэлем Гайдном, сохранилась только музыка Моцарта
  • "Борьба покаяния и обращение" ("Der Kampf der Busse und Bekehrung"), часть 1, до 2 апреля 1768, совместно с Михаэлем Гайдном и Д. Вестермайером, музыка утрачена
  • "Император Константин I" ("Kaiser Constantin I"), часть 1, 28 февраля 1769, совместно с Й.Г. Шайхером и Михаэлем Гайдном, музыка утрачена
  • "Три примера истинного покаяния: Очищенная Магдалина" ("Drey Beispiele wahrhafter Busse: Die gereinigte Magdalena"), до 3 апреля 1770, совместно с Михаэлем Гайдном и Й. Криннером, музыка утрачена
  • "Человеческое странствование: Растерянный христианин" ("Die menschliche Wanderschaft: Der laue Christ"), до 7 марта 1771, совместно с Михаэлем Гайдном и Й. Криннером, музыка утрачена

Опера

  • "Ниттети" ("La Nitteti", на либретто Пьетро Метастазио), 1766, сохранились только либретто и одна ария

Прочие вокальные произведения

  • "Человек, слабость и благодать" ("Der Mensch, die Schwachheit und die Gnade"), кантата
  • 2 арии

Инструментальные произведения

  • 10 симфоний, 3 изданы в "Памятниках австрийской музыкальной культуры", 4 изданы в "Симфония 1720–1840"
  • 4 концерта для клавесина, 1 включен, 1 утрачена
  • 1 концертное движение
  • 2 сонаты для клавесина
  • 1 дивертисмент для клавесина
  • 4 сонатных движения для клавесина
  • "Преамбулум" ("Praeambulum"), для органа
  • "Прелюдия" ("Preludium"), для органа
  • 103 версетта, для органа

Сомнительные произведения

  • 3 мессы (2 Иоганна Эрнста Эберлина, 1 Франца Шнайдера)
  • 3 оффертория
  • 1 антифон Девы Марии
  • "Стояла Мать Скорбящая" ("Stabat Mater")
  • 1 респонсорий
  • 2 немецкие духовные песни
  • 1 симфония
  • 1 симфоническое движение

Теоретические труды

  • "Основы композиции" ("Fundamenta compositionis")
  • Совместно с Михаэлем Гайдном: "Основы партитуры" ("Partiturfundament")

Ноты сочинений Антона Каэтана Адльгассера на сайте библиотеки IMSLP