Адльгассер, Антон Каэтан
1729 - 1777

Назад

Anton Cajetan Adlgasser

  • Дата рождения: 1 октября 1729
  • Место рождения: Нидеррахен, близ Инцелля, Верхняя Бавария, Германия
  • Дата смерти: 22 декабря 1777
  • Место смерти: Зальцбург, Австрия

Биография

Немецкий композитор и органист. Его отец, Ульрих Адльгассер (1704–1756), был учителем и органистом. 4 декабря 1744 года он поступил в класс «Grammatistae» (грамматисты) при Зальцбургском университете, а в том же году стал хористом придворной капеллы Зальцбурга. Его братья Йозеф (р. 1732), позднее органист в Лауфене, и Георг (р. 1736) также были хористами в Зальцбурге. Во время учёбы он пел и участвовал в нескольких школьных драмах (Schuldramen), включая семь произведений И.Э. Эберлина. Изучал орган и скрипку, а также, вероятно, получал уроки композиции у Эберлина.

В 1750 году Адльгассер стал придворным и соборным органистом, вскоре после того как Эберлин был назначен капельмейстером при дворе. Его обязанности включали аккомпанемент придворной камерной музыки на клавесине (Cembalo) и сочинение произведений для придворной и соборной капеллы. После 1760 года он также был органистом собора и церкви Святой Троицы (Dreifaltigkeitskirche) в Зальцбурге, а также преподавал клавишные в хоровой школе. В 1764 году архиепископ Шраттенбах отправил Адльгассера в Италию для изучения итальянской музыки. Там он встретился с Джузеппе Коллой и Дж.Б. Мартини, который написал рекомендательное письмо в его пользу в мае 1764 года; письмо Адльгассера Мартини от декабря 1764 года также сохранилось.

В 1752 году Адльгассер женился на дочери Эберлина Марии Джозефе (1730–1755). Их дочь Мария Виктория Цецилия (1753–1821) стала близкой подругой Наннерль Моцарт и упоминается в её дневниках как «Viktorl» (Викторл). Вторая жена — Мария Барбара Шваб, в 1756 году; после её смерти в 1768 году он женился на Марии Анне Феземайр, придворной певице, которая сопровождала его в Венецию. Все три свадьбы свидетельствовал Леопольд Моцарт. Адльгассер умер от инсульта во время игры на вечерне (Vespern) в соборе, что подробно описано в письме Леопольда Моцарта от 22 декабря 1777 года. Его место органиста собора занял В.А. Моцарт, а обязанности в церкви Святой Троицы — Михаэль Гайдн.

Творчество

Адльгассер был активен в Зальцбурге в период перехода между поколением Эберлина и Леопольда Моцарта и более молодым поколением Михаэля Гайдна и В.А. Моцарта. Его инструментальные произведения включают 10 симфоний, 4 концерта для клавесина и другие клавесинные и органные работы. По мнению исследователя Райнера (1963), пять симфоний в рукописи в Регенсбурге показывают тесную связь с современной итальянской оперной симфонией, хотя они написаны с использованием традиционной инструментовки Зальцбурга.

Адльгассер был значительно более плодовит как композитор церковной музыки, которая широко распространялась в XVIII веке. Эти произведения по структуре и инструментовке похожи на церковные композиции Моцартов и Михаэля Гайдна и включают части в современном итальянском стиле и «строгом» контрапунктическом стиле. Многие из этих произведений исполнялись в Зальцбурге до XIX века.

Его драматические работы, преимущественно для Зальцбургского бенедиктинского университета или резиденции архиепископа, включают итальянскую оперу (italienische Oper), оратории (Oratorien), латинские школьные драмы (Schuldramen) и немецкие духовные оперетты (geistliche Singspiele). Многие латинские сценические произведения состоят из музыкальных драм внутри пьес с речевыми вставками, иногда с добавлением комических сцен и пантомим. В 1760–1770-х годах Адльгассер сотрудничал с В.А. Моцартом, Михаэлем Гайдном и другими композиторами Зальцбурга в создании немецких ораторий и духовных оперетт, включая «Die Schuldigkeit des ersten Gebotes» (Обязанность первого заповета, 1767); между 1766 и 1772 годами по меньшей мере два его драматических произведения ежегодно ставились в Зальцбурге.

Адльгассер пользовался уважением как опытный музыкант и композитор. Его теоретические труды, один из которых написан совместно с Михаэлем Гайдном, использовались как учебные пособия и являются частью традиции обучения игре на органе в Зальцбурге. Леопольд Моцарт называл его хорошим органистом и аккомпаниатором на фортепиано (pianoforte), а Вольфганг Моцарт в письме Мартини (4 сентября 1776 года) называл его и Михаэля Гайдна «bravissimi contrapuntisti» (выдающиеся контрапунктисты).

Произведения

Церковные произведения

  • 7 месc (Messen), включая 3 включённых;
  • 1 «Ky» (Ки — Kyrie);
  • 3 реквиема (Requiem), включая 1 включённый;
  • 12 литаний Девы Марии (Marianische Litaneien);
  • 4 литургических движения (liturgische Bewegungen);
  • 4 другие литургические произведения (andere Liturgien);
  • 1 вечерня (Vesper);
  • 2 движения вечерни (Vesperbewegungen);
  • 26 мотетов и офферториев (Motetten und Offertorien);
  • 20 антем Девы Марии (Marianische Antiphonen);
  • 9 латинских гимнов (lateinische Hymnen);
  • 1 псалм (Psalm);
  • 44 немецких гимна и духовных песен (deutsche Hymnen und geistliche Lieder).

Сценические произведения

Все произведения исполнялись в Зальцбурге

Латинские оратории и школьные драмы (Schuldramen):

  • «Exhibitio comica» (Комическое представление), 19 июня 1748, утрачено;
  • «Via viri in adolescentia» (Путь мужчины в юности), 22 июня 1762, музыка утрачена;
  • «Israel et Albertus Sueciae reges» (Израиль и Альберт, короли Швеции), 31 августа 1762, музыка утрачена, включая интерлюдиум;
  • «Ochus regnans» (Правящий Ох), 15 июня 1763;
  • «Bela Hungariae princeps» (Бела, князь Венгрии), 30 августа 1763, включая пантомимный интерлюдиум;
  • «Anysis Aegypti rex» (Анис, царь Египта), 30 августа 1765, включая пантомиму;
  • «Chalcis expugnata» (Халкид завоёван), 2 сентября 1766, включая пантомиму;
  • «Hannibal Capuanae urbis hospes» (Ганнибал, гость города Капуи), 28 августа 1767, включая пантомиму;
  • «Philemonis cum Baucide felicitas» (Счастье Филемона с Бауцидой), 10 апреля 1768, музыка утрачена;
  • «Clementia Theodosii» (Милосердие Феодосия), 30 августа 1768, музыка утрачена;
  • «Synorix et Camma» (Синорикс и Камма), 1 сентября 1769, музыка утрачена, включая пантомиму;
  • «Pietas in Deum» (Благочестие к Богу), 8 июля 1772;
  • «Pietas in hospitem» (Благочестие к гостю), 2 сентября 1772, частично, с немецкой вставной музыкой;
  • оратории, адаптированные из школьных драм 1772 года;
  • «Amyrtas?» (Амиртас?), фрагмент;
  • «Comoedia finalis» (Финальная комедия), фрагмент.

Немецкие оратории и духовные оперетты (geistliche Singspiele):

  • «Christus am Ölberg» (Христос на Масличной горе), завершено 31 марта 1754;
  • «Die wirkende Gnade Gottes (David in der Busse)» (Действующая благодать Божья (Давид в покаянии)), 1756;
  • «Esther?» (Эсфирь?), около 1761;
  • «Abraham und Isaak» (Авраам и Исаак), около 1765–1768, сохранились только либретто и начало музыки;
  • «Die Schuldigkeit des ersten Gebotes» (Обязанность первого заповета), часть 3, около 26 марта 1767, совместно с В.А. Моцартом и М. Гайдном, сохранилась только музыка Моцарта;
  • «Der Kampf der Busse und Bekehrung» (Борьба покаяния и обращение), часть 1, до 2 апреля 1768, совместно с М. Гайдном и Д. Вестермайером, музыка утрачена;
  • «Kaiser Constantin I» (Император Константин I), часть 1, 28 февраля 1769, совместно с Й.Г. Шайхером и М. Гайдном, музыка утрачена;
  • «Drey Beispiele wahrhafter Busse: Die gereinigte Magdalena» (Три примера истинного покаяния: Очищенная Магдалина), до 3 апреля 1770, совместно с М. Гайдном и Й. Криннером, музыка утрачена;
  • «Die menschliche Wanderschaft: Der laue Christ» (Человеческое странствование: Растерянный христианин), до 7 марта 1771, совместно с М. Гайдном и Й. Криннером, музыка утрачена.

Опера:

  • «La Nitteti» (Ла Ниттети, П. Метастазио), 1766, сохранились только либретто и одна ария.

Прочие вокальные произведения:

  • «Der Mensch, die Schwachheit und die Gnade» (Человек, слабость и благодать), кантата;
  • 2 арии.

Инструментальные произведения:

  • 10 симфоний (Sinfonien), 3 изданы в DTÖ (1980), 4 изданы в «The Symphony 1720–1840»;
  • 4 концерта для клавесина (Cembalo-Konzerte), 1 включён, 1 утрачена;
  • 1 концертное движение;
  • 2 сонаты для клавесина;
  • дивертисмент для клавесина;
  • 4 сонатных движения для клавесина;
  • «Praeambulum» (Преамбюлум), орган;
  • «Preludium» (Прелюдия), орган;
  • 103 «versetti» (верзетти), орган.

Сомнительные произведения:

  • 3 мессы (2 Й.Э. Эберлин, 1 Франц Шнайдер);
  • 3 оффертория;
  • 1 антем Девы Марии;
  • 1 «Stabat mater» (Стоит мать);
  • 1 респонсорий (Responsorium);
  • 2 немецкие духовные песни;
  • 1 симфония;
  • 1 симфоническое движение.

Теоретические труды:

  • «Fundamenta compositionis» (Основы композиции);
  • совместно с М. Гайдном: «Partiturfundament» (Основы партитуры).


Ноты сочинений Антона Каэтана Адльгассера на сайте библиотеки IMSLP