Адльгассер, Антон Каэтан
1729 - 1777
Назад
Adlgasser, Anton Cajetan
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антон Каэтан Адльгассер был немецким (баварским по происхождению) композитором и органистом, работавшим большую часть жизни в Зальцбурге. Его отец, Ульрих Адльгассер (1704–1756), был учителем и органистом. 4 декабря 1744 года молодой Адльгассер зарегистрировался в классе "Грамматика" в Зальцбургском университете, а в тот же год стал хористом в придворной капелле Зальцбурга. Его братья Иосиф (родился в 1732 году), впоследствии органист в Лауфене, и Георг (родился в 1736 году) также были хоральными певцами в Зальцбурге.
В период обучения Адльгассер участвовал в школьных драматических постановках, включая семь произведений Иоганна Эрнста Эберлина. Он изучал орган и скрипку, а также, вероятно, композицию у Эберлина. В 1750 году он был назначен придворным и кафедральным органистом вскоре после повышения Эберлина до позиции капельмейстера двора. По воспоминаниям Леопольда Моцарта, обязанности Адльгассера включали аккомпанемент придворной камерной музыки на клавесине и сочинение музыки как для двора, так и для собора.
После 1760 года Адльгассер занимал должность органиста одновременно в соборе и в церкви Троицы в Зальцбурге. Он также давал уроки клавишных в церковной школьной системе. В 1764 году архиепископ Шраттенбах отправил его на год учиться в Италию, чтобы углубить знание итальянской музыкальной традиции. В этой поездке он познакомился с Джузеппе Колла и Джузеппе Мартини, который написал для него рекомендательное письмо. Сохранилось письмо Адльгассера Мартини от декабря 1764 года.
После возвращения в Зальцбург в 1765 году он написал свою единственную оперу "Ниттети", которая была впервые представлена в 1766 году.
В 1752 году Адльгассер женился на Марии Йозефе, дочери Эберлина (1730–1755). Их дочь Мария Виктория Цечилия (1753–1821) стала одной из лучших подруг Наннерль Моцарт. Во второй раз он женился в 1756 году на Марии Барбаре Шваб; после ее смерти в 1768 году он женился в третий раз на Марии Анне Феземайр, придворной певице, которая сопровождала его в поездке в Венецию. Все три брака были засвидетельствованы Леопольдом Моцартом.
Согласно письму Леопольда от 22 декабря 1777 года, смерть Адльгассера наступила от удара, когда он играл на органе во время вечерни в соборе. После него кафедральным органистом стал Вольфганг Амадей Моцарт, а обязанности в церкви Троицы принял на себя Михаэль Гайдн.
Адльгассер жил в переходный период в Зальцбурге, между поколениями Эберлина и Леопольда Моцарта и новыми поколениями Михаэля Гайдна и Вольфганга Моцарта. Он создал заметный вклад как в светскую, так и в духовную музыку, включая симфонии, концерты, органные и клавесинные произведения, а также театральные и сценические сочинения.
Его инструментальное творчество включает 10 симфоний, четыре концерта для клавесина, а также другие клавесинные и органные работы. По мнению исследователя Райнера, пять симфоний в рукописи из Регенсбурга демонстрируют близость к итальянской оперной симфонии, хоть и написаны в традиционной зальцбургской оркестровой манере.
Более значимо для него было духовное творчество, которое пользовалось широкой популярностью на протяжении восемнадцатого века. Его церковные композиции по масштабам и инструментовке близки к духовной музыке Моцартов и Михаэля Гайдна — они включают как итальянский стиль, так и строгую контрапунктическую манеру. Многие из его духовных произведений исполнялись в Зальцбурге вплоть до девятнадцатого века.
На театральной сцене Адльгассер писал латинские школьные драмы, оратории, немецкие зингшпили с духовной тематикой, а также оперу "Ниттети". Многие латинские сценические произведения включали музыкальные драмы внутри речитативных пьес, комические вставки и пантомимы. В 1760-70-х годах он сотрудничал с Вольфгангом Моцартом, Михаэлем Гайдном и другими зальцбургскими композиторами над немецкими ораториями и духовными зингшпилями, включая "Обязанность первой заповеди" (1767). Между 1766 и 1772 годами по крайней мере два драматических произведения Адльгассера ежегодно исполнялись в Зальцбурге.
Помимо композиции, Адльгассер написал теоретические трактаты (один совместно с Михаэлем Гайдном), которые использовались в педагогических целях и вошли в зальцбургскую традицию обучения игре на органе. Леопольд Моцарт описывал его как хорошего органиста и аккомпаниатора на фортепиано и клавесине. В письме к Падре Мартини (4 сентября 1776) Вольфганг Моцарт называл его и Михаэля Гайдна "превосходными контрапунктистами".
Его зрелые сочинения, глубоко укорененные в традициях середины восемнадцатого века Зальцбурга, демонстрируют мастерство как в контрапункте, так и в сольном вокальном письме.
Церковные произведения
Сценические произведения
Все произведения исполнялись в Зальцбурге
Латинские оратории и школьные драмы
Немецкие оратории и духовные зингшпили
Опера
Прочие вокальные произведения
Инструментальные произведения
Сомнительные произведения
Теоретические труды
Ноты сочинений Антона Каэтана Адльгассера на сайте библиотеки IMSLP