Адльгассер, Антон Каэтан
1729 - 1777
Назад
Anton Cajetan Adlgasser

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Немецкий композитор и органист. Его отец, Ульрих Адльгассер (1704–1756), был учителем и органистом. 4 декабря 1744 года он поступил в класс «Grammatistae» (грамматисты) при Зальцбургском университете, а в том же году стал хористом придворной капеллы Зальцбурга. Его братья Йозеф (р. 1732), позднее органист в Лауфене, и Георг (р. 1736) также были хористами в Зальцбурге. Во время учёбы он пел и участвовал в нескольких школьных драмах (Schuldramen), включая семь произведений И.Э. Эберлина. Изучал орган и скрипку, а также, вероятно, получал уроки композиции у Эберлина.
В 1750 году Адльгассер стал придворным и соборным органистом, вскоре после того как Эберлин был назначен капельмейстером при дворе. Его обязанности включали аккомпанемент придворной камерной музыки на клавесине (Cembalo) и сочинение произведений для придворной и соборной капеллы. После 1760 года он также был органистом собора и церкви Святой Троицы (Dreifaltigkeitskirche) в Зальцбурге, а также преподавал клавишные в хоровой школе. В 1764 году архиепископ Шраттенбах отправил Адльгассера в Италию для изучения итальянской музыки. Там он встретился с Джузеппе Коллой и Дж.Б. Мартини, который написал рекомендательное письмо в его пользу в мае 1764 года; письмо Адльгассера Мартини от декабря 1764 года также сохранилось.
В 1752 году Адльгассер женился на дочери Эберлина Марии Джозефе (1730–1755). Их дочь Мария Виктория Цецилия (1753–1821) стала близкой подругой Наннерль Моцарт и упоминается в её дневниках как «Viktorl» (Викторл). Вторая жена — Мария Барбара Шваб, в 1756 году; после её смерти в 1768 году он женился на Марии Анне Феземайр, придворной певице, которая сопровождала его в Венецию. Все три свадьбы свидетельствовал Леопольд Моцарт. Адльгассер умер от инсульта во время игры на вечерне (Vespern) в соборе, что подробно описано в письме Леопольда Моцарта от 22 декабря 1777 года. Его место органиста собора занял В.А. Моцарт, а обязанности в церкви Святой Троицы — Михаэль Гайдн.
Творчество
Адльгассер был активен в Зальцбурге в период перехода между поколением Эберлина и Леопольда Моцарта и более молодым поколением Михаэля Гайдна и В.А. Моцарта. Его инструментальные произведения включают 10 симфоний, 4 концерта для клавесина и другие клавесинные и органные работы. По мнению исследователя Райнера (1963), пять симфоний в рукописи в Регенсбурге показывают тесную связь с современной итальянской оперной симфонией, хотя они написаны с использованием традиционной инструментовки Зальцбурга.
Адльгассер был значительно более плодовит как композитор церковной музыки, которая широко распространялась в XVIII веке. Эти произведения по структуре и инструментовке похожи на церковные композиции Моцартов и Михаэля Гайдна и включают части в современном итальянском стиле и «строгом» контрапунктическом стиле. Многие из этих произведений исполнялись в Зальцбурге до XIX века.
Его драматические работы, преимущественно для Зальцбургского бенедиктинского университета или резиденции архиепископа, включают итальянскую оперу (italienische Oper), оратории (Oratorien), латинские школьные драмы (Schuldramen) и немецкие духовные оперетты (geistliche Singspiele). Многие латинские сценические произведения состоят из музыкальных драм внутри пьес с речевыми вставками, иногда с добавлением комических сцен и пантомим. В 1760–1770-х годах Адльгассер сотрудничал с В.А. Моцартом, Михаэлем Гайдном и другими композиторами Зальцбурга в создании немецких ораторий и духовных оперетт, включая «Die Schuldigkeit des ersten Gebotes» (Обязанность первого заповета, 1767); между 1766 и 1772 годами по меньшей мере два его драматических произведения ежегодно ставились в Зальцбурге.
Адльгассер пользовался уважением как опытный музыкант и композитор. Его теоретические труды, один из которых написан совместно с Михаэлем Гайдном, использовались как учебные пособия и являются частью традиции обучения игре на органе в Зальцбурге. Леопольд Моцарт называл его хорошим органистом и аккомпаниатором на фортепиано (pianoforte), а Вольфганг Моцарт в письме Мартини (4 сентября 1776 года) называл его и Михаэля Гайдна «bravissimi contrapuntisti» (выдающиеся контрапунктисты).
Произведения
Церковные произведения
Сценические произведения
Все произведения исполнялись в Зальцбурге
Латинские оратории и школьные драмы (Schuldramen):
Немецкие оратории и духовные оперетты (geistliche Singspiele):
Опера:
Прочие вокальные произведения:
Инструментальные произведения:
Сомнительные произведения:
Теоретические труды:
Ноты сочинений Антона Каэтана Адльгассера на сайте библиотеки IMSLP