Адльгассер, Антон Каэтан
1729 - 1777

Назад

Антон Каэтан Адльгассер (Anton Cajetan Adlgasser) - Немецкий композитор и органист

Родился 1 октября 1729 года, Нидерахен, Северный Инцелль, Верхняя Бавария - умер 22 декабря 1777 года, Зальцбург. 

Его отец, Ульрих Адльгассер (1704-1756), был учителем и органистом. 4 декабря 1744 года стал певчим Зальцбургской придворной капеллы. Его братья Йозеф (р. 1732), впоследствии органист в Лауфене, и Георг (р. 1736) также были певчими в Зальцбурге. Он изучал игру на органе и скрипке и, вероятно, также получал уроки композиции у Эберлина.

Адльгассер стал придворным органистом и органистом кафедрального собора в 1750 году, вскоре после того, как Эберлин был назначен гофкапельмейстером. Согласно описанию Леопольдом Моцартом музыкального общества Зальцбурга (в книге Марпурга "История критики", 1757), в обязанности Адльгассера также входило сопровождение придворной камерной музыки на клавесине и сочинение музыки как для двора, так и для кафедрального собора. После 1760 года он был органистом как в кафедральном соборе, так и в Дрейфальтигкейтскирхе в Зальцбурге; он также давал уроки игры на клавишных в хоровой школе. В 1764 году архиепископ Шраттенбах отправил Адльгассера в Италию на годичное обучение, чтобы расширить познания композитора в итальянской музыке. Во время этой поездки он познакомился с Джузеппе Колла и Дж. Б. Мартини. Премьера единственной оперы Адльгассера "Ниттети" состоялась в 1766 году, через год после его возвращения в Зальцбург.

В 1752 году Адльгассер женился на дочери Эберлина, Марии Жозефе (1730-1755). Их дочь Мария Виктория Цецилия (1753-1821) стала одной из лучших подруг Наннерль Моцарт; в дневниках Наннерль она упоминается как "Викторль". Вторым браком Адльгассер женился в 1756 году на Марии Барбаре Шваб; после ее смерти в 1768 году он женился на Марии Анне Фесемайр, придворной певице, которая сопровождала его в Венеции. Свидетелем на всех трех свадьбах был Леопольд Моцарт. Смерть Адльгассера, наступившая, по всей видимости, в результате инсульта во время вечерней службы в соборе, подробно описана Леопольдом Моцартом (письмо от 22 декабря 1777 года). В.А. Моцарт сменил его на посту органиста кафедрального собора, а Михаэль Гайдн приступил к исполнению своих обязанностей в Дрейфальтигкейтскирхе.

Адльгассер активно работал в Зальцбурге в переходный период между старшим поколением Эберлина и Леопольда Моцарта и молодым поколением Михаэля Гайдна и В.А. Моцарта. Его инструментальная продукция включает в себя 10 симфоний, четыре концерта для клавесина и другие произведения для клавесина и органа. Согласно Райнеру (1963), пять симфоний, сохранившихся в рукописи в Регенсбурге, демонстрируют тесную связь с современной итальянской оперной симфонией, хотя они написаны с использованием традиционных зальцбургских инструментов. Адльгассер был гораздо более плодовитым композитором духовной музыки, которая была широко распространена в 18 веке. Эти произведения схожи по масштабной структуре и инструментовке с церковными композициями Моцарта и Михаэля Гайдна и включают части в современном итальянском и строгом, или контрапунктическом, стилях. Некоторые из этих композиций продолжали исполняться в Зальцбурге и в 19 веке. Его драматические произведения, которые исполнялись в основном в Зальцбургском бенедиктинском университете или в резиденции архиепископа, включают итальянскую оперу, оратории, латинские шульдрамены и зингшпили со священными немецкими текстами. Многие латиноамериканские сценические произведения состоят из музыкальных драм в рамках устных пьес, иногда с дополнительными вставками комических сцен и пантомим. В 1760-х и 70-х годах Адльгассер сотрудничал с Моцартом, Михаэлем Гайдном и другими зальцбургскими композиторами в создании нескольких немецких ораторий и музыкальных произведений, в том числе "Песни об Эрстене Геботе" (1767).; в период с 1766 по 1772 год в Зальцбурге ежегодно ставилось по меньшей мере два его драматических произведения.

В свое время Адльгассера уважали как выдающегося музыканта и композитора. Его теоретические труды, один из которых был написан в соавторстве с Михаэлем Гайдном, использовались в качестве учебных пособий и являются частью зальцбургской традиции преподавания игры на органе. Леопольд Моцарт описал его как хорошего органиста и аккомпаниатора на фортепиано, а в письме к Мартини (4 сентября 1776 года) Вольфганг Моцарт похвалил его и Михаэля Гайдна как "великолепных контрапунктистов’. Его зрелые произведения, прочно укоренившиеся в зальцбургских традициях середины 18-го века, демонстрируют солидную компетентность как в контрапунктической технике, так и в написании сольного вокала.

Ноты сочинений Антона Каэтана Адльгассера на сайте библиотеки IMSLP