Аддисон, Джозеф
1672 - 1719
Назад
Джозеф Аддисон (Joseph Addison) - Английский либреттист и автор оперных произведений
Родился 1 мая 1672 года, Милстон, графство Уилтс - умер 17 июня 1719 года, Кенсингтон, Лондон.
Он учился в Оксфорде, затем занимал незначительные политические посты и гастролировал по Континенту (1699-1704), слушая выступления в самых важных оперных центрах. Он описал свои впечатления от оперы в "Заметках о нескольких уголках Италии" (Лондон, 1705), проницательно отметив различия между итальянским, французским и английским поэтическими стилями и раскритиковав драматическую пустоту итальянских оперных либретто. Позже он написал либретто по "Истории Розамунды, любовницы Генриха II", которое было поставлено Томасом Клейтоном (1707) и не имело успеха, отчасти из-за неумелости композитора. Либретто, хотя и не лучшая работа Аддисона, является элегантной попыткой создать оперу на британскую тему и показывает, что он изучал драматическую и техническую стороны оперы. Она была успешно поставлена Т.А. Арне (1733) и, в переработанном виде и с меньшим успехом, Сэмюэлем Арнольдом (1767). В своих статьях для The Tatler (1709-11) и The Spectator (1711-12) Аддисон дал наиболее подробные комментарии о лондонской оперной сцене и выдвинул предложения по улучшению британской оперы. Он высмеивал "Ринальдо" Генделя (1711) и смешение реалистичного сценического реквизита (например, живых воробьев) с нереалистичным (моря из картона, нарисованные драконы и т.д.). Он призывал британских композиторов следовать примеру Люлли и создавать национальные оперные традиции. Эссе Аддисона оказали значительное влияние на развитие музыкальной эстетики и критики. Маттисон перевел и адаптировал многие из них в своей книге "Вернисаж" (1713-1714) и использовал аргументы Аддисона в поддержку своей идеи создания немецкой оперной традиции. Готтшед был знаком с произведениями Аддисона, а его жена переводила произведения Аддисона для журнала "Зритель", а также его пьесы "Катон" и "Барабанщик". Й.А. Шайбе часто упоминал Аддисона в "Музыкальной критике" (1745). У "Зрителя" было много подражателей, в том числе "Беседа о малерне" (1721-1733) швейцарских писателей Бодмера и Брайтингера. Идеи Аддисона цитировались реформаторами оперы середины века, в частности Альгаротти, чей ученик Кальцабиджи также был знаком с произведениями Аддисона. Акцент Аддисона на естественности в опере, потребность в либретто высокого литературного качества и в национальной опере, независимой от итальянских образцов, помогли подготовить почву для оперной революции Глюка.
Ноты сочинений Джозефа Аддисона на сайте библиотеки IMSLP