Адами да Больсена, Андреа
1663 - 1742
Назад
Андреа Адами да Больсена (Andrea Adami da Bolsena) - Итальянский певец, писатель и композитор венецианского происхождения
Родился 30 ноября 1663 года, Больсена - умер 22 июля 1742 года, Рим.
После раннего обучения в Монтефьясконе его отправили в Рим. Хотя его поступление в капеллу Джулия было зафиксировано 1 декабря 1682 года, он занял там должность гораздо позже. В 1682 году (или, самое позднее, 16 сентября 1686 года) Адами стал членом Музыкальной конгрегации Сесилии, что подтверждает его профессиональную деятельность в духовных кругах Рима. Он был кастратом с явно незаурядным талантом, но выдающимся успехом в своей карьере он был во многом обязан тому факту, что пользовался покровительством кардинала Пьетро Оттобони – самого влиятельного римского музыкального мецената того времени, – во дворце которого он служил музыкантом с 1686 по 1740 год. 5 октября 1690 года он стал членом Аркадии – ведущей музыкально-литературной академии Рима, где его прозвали "Карикле Писео’. Благодаря покровительству Оттобони в возрасте 26 лет (11 октября 1689 года) он был принят в качестве сопрано в Систинскую капеллу, а в 1701 году стал там маэстро ди капелла и занимал эту должность до 1714 года. Он уже принял духовный сан и во время своего пребывания в Ватикане получил синекуру в качестве протоиерея церкви Святой Марии Маджоре в Риме. За пределами капеллы Систина он пел в основном при частных дворах (папским певцам было запрещено выступать на публичной сцене): за два года до того, как он поступил в капеллу, 18 января 1687 года он исполнил роль Фериндо в мелодраме Козимо Бани "Свадьба Сельве", поставленной в частном порядке в капелле Сикстинской капеллы. дом либреттиста Карло Сигизмондо Капечи. Во время карнавала 1691 года он исполнил партию Гуаскарре в опере "Коломбо, вернувшийся из Индии", музыкальной драме на либретто кардинала Пьетро Оттобони, поставленной в театре Тор ди Нона на музыку, вероятно, сочиненную одним из музыкантов, вращавшихся в то время при его дворе. Возможно, он также пел в "Статире" (либретто Оттобони, музыка Алессандро Скарлатти), вновь поставленной в театре Тор ди Нона в следующем году. Адами, должно быть, получил специальное разрешение от Оттобони, который пользовался большим влиянием при папском дворе, на проведение этих публичных мероприятий. Известность Адами объясняется его "Оссервазиони для бенефициаров и королей Папской капеллы" (Рим, 1711). Этот трактат важен своей историей папского музыкального института, хронологией певцов и многочисленными биографиями ведущих певцов и композиторов, связанных с ватиканским истеблишментом, таких как Палестрина, Грегорио Аллегри и Дж.М. Нанино. Книга также ценна каталогом исполняемого репертуара, который часто сопровождается музыкальными и эстетическими наблюдениями Адами (особенно в связи с повсеместным присутствием произведений Палестрины). В последнее десятилетие своей жизни он также писал на немузыкальные темы. Парадоксально, но он, похоже, вообще не писал никакой духовной музыки. Его единственные известные сочинения - это несколько светских кантат, жанр, в котором он заработал значительную репутацию певца (один летописец сообщил о его впечатляющем исполнении кантаты Страделлы на музыкальном мероприятии, организованном Оттобони); сохранились только две. Из его личной библиотеки сохранилось несколько томов кантат других композиторов, на всех из которых изображен герб, созданный специально для него; эти красивые тома, а также два портрета, написанные известными римскими художниками, подкрепляют современное описание его как “риччиссимо и фортунатиссимо”. Сохранились еще два рисунка Адами, выполненные известным рисовальщиком-сатириком Пьером Леоне Гецци.