Адами да Больсена, Андреа
1663 - 1742
Назад
Adami da Bolsena, Andrea
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Андреа Адами да Больсена — итальянский певец-кастрат, писатель и композитор венецианского происхождения. Он родился в Больсене и получил первые музыкальные знания в Монтефьясконе, после чего был направлен в Рим для продолжения образования. 1 декабря 1682 года было зафиксировано его принятие в Капеллу Джулия, однако фактически он занял должность значительно позже. Примерно в то же время, между 1682 и 1686 годами, Адами вступил в Конгрегацию музыкантов святой Цецилии, что подтверждает его активное участие в музыкальной жизни Рима, особенно в церковных кругах.
Адами обладал выдающимися вокальными способностями, и его блестящая карьера во многом была обязана покровительству кардинала Пьетро Оттобони — крупнейшего мецената музыки и искусства своего времени. С 1686 по 1740 год он служил музыкантом при дворце Оттобони, где принимал участие в многочисленных музыкальных представлениях. 5 октября 1690 года Адами стал членом знаменитой римской академии Аркадия, объединившей выдающихся поэтов и музыкантов, и получил там имя "Карикле Пизейо". Благодаря покровительству Оттобони, 11 октября 1689 года, в возрасте 26 лет, он был принят в Сикстинскую капеллу как сопрано. В 1701 году Адами стал капельмейстером этой капеллы и занимал эту должность до 1714 года. В этот период он также принял сан священника и получил синекуру в качестве архипресвитера базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Поскольку певцам папской капеллы запрещалось выступать на публичной сцене, Адами пел главным образом в частных придворных постановках. Так, 18 января 1687 года он исполнил партию Фериндо в мелодраме "Сын лесов" Козимо Бани, поставленной в доме либреттиста Карло Сиджизмондо Капечи. В карнавальный сезон 1691 года он выступил в опере "Колумб, или Открытая Индия" на либретто кардинала Оттобони в театре Тор ди Нона, а, вероятно, и в опере "Статира" Алессандро Скарлатти на тот же текст. Для участия в подобных постановках Адами, как предполагается, получал особое разрешение от своего покровителя Оттобони.
Главное значение Андреа Адами заключается не столько в его музыкальных сочинениях, сколько в его выдающемся теоретическом и историческом труде "Наблюдения о правильном управлении хором певцов папской капеллы", опубликованном в Риме в 1711 году.
Эта книга представляет собой одно из важнейших свидетельств истории папской музыкальной капеллы: она содержит хронологию певцов, биографии выдающихся музыкантов, таких как Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Грегорио Аллегри, Джованни Мария Нанино, а также подробные описания репертуара, исполнявшегося в Сикстинской капелле. В своих комментариях Адами часто высказывает глубокие эстетические и музыкальные наблюдения, особенно касающиеся роли Палестрины в формировании римской хоровой традиции.
В последние годы жизни он также писал сочинения на немузыкальные темы. Парадоксально, но, несмотря на его тесную связь с церковью, не сохранилось ни одного его духовного сочинения. Его наследие как писателя и историка музыки значительно превосходит его известность как композитора, и его труд остается ценным источником для изучения музыкальной практики в Риме на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков.
Сохранившиеся музыкальные сочинения
Письменные труды
Утраченные или неподтвержденные сочинения
Исполнительский репертуар (зафиксированный)
Личная библиотека (сохранившаяся)