Адами да Больсена, Андреа
1663 - 1742
Назад
Andrea Adami da Bolsena

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Итальянский певец, писатель и композитор венецианского происхождения. После раннего обучения в Монтэфьясконе он был направлен в Рим. Хотя его поступление в Cappella Giulia зафиксировано 1 декабря 1682 года, он приступил к службе там гораздо позже. В 1682 году (или, не позднее 16 сентября 1686) Адами стал членом Congregazione dei Musici di S Cecilia, что подтверждает его профессиональную деятельность в сакральных кругах Рима.
Он был кастратом с очевидно выдающимся талантом, но значительный успех его карьеры во многом был обусловлен покровительством кардинала Пьетро Оттобони — самого влиятельного музыкального мецената Рима того времени, в чьем дворце Адами служил музыкантом-резидентом с 1686 по 1740 год. 5 октября 1690 года он стал членом Академии Аркадии — ведущей музыкально-литературной академии Рима, где получил имя «Caricle Piseо». Благодаря покровительству Оттобони он в возрасте 26 лет (11 октября 1689) был принят как сопрано в Cappella Sistina (Сикстинская капелла), а в 1701 году стал maestro di cappella, занимая этот пост до 1714 года.
Адами уже принял священнический сан и во время службы в Ватикане получил синекуру архипресвитера в Санта-Мария-Маджоре в Риме. Вне Cappella Sistina он пел в основном при частных дворах (папские певцы не имели права выступать на публичной сцене). Например, 18 января 1687 года он исполнил роль Фериндо в мелодраме Il Figlio delle Selve (Сын лесов) Козимо Бани, поставленной частным образом в доме либреттиста Карло Сигизмондо Капечи. Во время карнавала 1691 года он пел роль Гваскарре в Il Colombo ovvero L’India scoperta (Колумб, или Открытие Индии), драма пер музыку на либретто кардинала Пьетро Оттобони, поставленной в Teatro Tor di Nona (Театр Тор ди Нона), с музыкой, вероятно, одного из музыкантов, работавших при дворе Оттобони. Возможно, он также исполнял партии в La Statira (Статира) (либретто Оттобони, музыка Алессандро Скарлатти), поставленной в том же театре в следующем году. Для этих публичных выступлений Адами, очевидно, имел специальное разрешение Оттобони.
Творчество и значение
Значение Адами связано с его трактатом Osservazioni per ben regolare il coro de i cantori della Cappella pontificia (Замечания по правильной организации хора певцов Папской капеллы) (Рим, 1711). Этот труд ценен историей папской музыкальной институции, хронологией певцов и многочисленными биографиями ведущих исполнителей и композиторов, связанных с Ватиканом, таких как Палестрина, Грегорио Аллегри и Г.М. Нанино. Также трактат содержит каталог репертуара, сопровождаемый наблюдениями Адами о музыкальных и эстетических особенностях произведений, особенно произведений Палестрины.
В последние годы жизни он также писал на не музыкальные темы. Парадоксально, но, судя по всему, он не сочинил ни одной сакральной работы. Его единственные известные произведения — несколько светских кантат, жанр, в котором он имел значительную репутацию как певец; из них до наших дней дошли лишь две. Несколько томов кантат других композиторов из его частной библиотеки сохранились до наших дней, все они имели герб, созданный специально для него; эти тома, а также два портрета, написанных известными римскими художниками, подтверждают современное описание Адами как «ricchissimo e fortunatissimo» (крайне богатого и удачливого).
Дополнительно сохранились два рисунка Адами работы известного сатирического художника Пьер Леоне Гецци.