Адам, Иоганн (Жан)
1705 - 1779

Назад

Adam, Johann (Jean)

  • Дата рождения: около 1705 года
  • Место рождения: неизвестно (предположительно Германия)
  • Дата смерти: 13 ноября 1779 года
  • Место смерти: Дрезден, Германия

Биография

Иоганн (Жан) Адам был немецким композитором, инструменталистом и балетмейстером, связанным с музыкальной жизнью дрезденского двора середины восемнадцатого века. Его ранние годы документально не подтверждены, но известно, что с 1733 по 1736 год он служил охотничьим трубачом при дворе курфюрста Саксонии в Дрездене. С 1736 года и до самой смерти Адам состоял альтистом в знаменитой Дрезденской капелле, одном из ведущих оркестров Европы того времени. Около 1740 года он получил должность придворного композитора балетов при оперном театре двора, а позднее, в 1763–1769 годах, занимал пост композитора и директора музыки французского театра при дворе саксонского курфюрста, где ставились оперы и комедии на французском языке. Современники отмечали, что Адам обладал широким диапазоном музыкальных способностей: он писал оригинальные произведения, а также адаптировал музыку других композиторов для постановок в Дрездене. Известно, что он сочинял новые музыкальные эпизоды и балетные вставки для опер Иоганна Адольфа Хассе, а также создал адаптацию оперы Жана-Филиппа Рамо "Зороастр", поставленной в Дрездене в 1752 году.

Творчество

Творчество Иоганна Адама охватывает несколько жанров — от балетной и театральной музыки до инструментальных сочинений. Согласно свидетельствам Чарльза Бёрни и Мориса Фюрстенау, Адам активно работал над созданием танцевальных эпизодов для придворных постановок, часто используя французский стиль, который в то время был особенно популярен в Саксонии. В архивах Дрезденской капеллы сохранились документы, подтверждающие, что Адам сочинял новые музыкальные фрагменты для различных комических опер, исполнявшихся на сцене курфюрстского французского театра. В 1756 году он опубликовал "Сборник танцевальных арий, исполненных в Королевском театре в Дрездене", обработанных для клавесина. Этот труд отражает эстетические вкусы французского двора при саксонском курфюрсте и является ценным свидетельством придворной танцевальной культуры того времени. В музыкальных каталогах издательства Брейткопф упоминаются концерты и камерные произведения, подписанные именем "Адам" — вероятно, принадлежащие Иоганну Адаму. К сожалению, до наших дней дошло очень мало его оригинальных сочинений. Его музыкальный стиль характеризуется изяществом и легкостью, типичными для галантного стиля, с сильным влиянием французской танцевальной традиции.

Произведения

Сохранившиеся и известные произведения

  • "Сборник танцевальных арий, исполненных в Королевском театре в Дрездене" ("Recueil d'airs à danser executés sur le Théâtre du Roi à Dresde") — клавесинная обработка танцев из придворных спектаклей (Дрезден, 1756)
  • "Концерт для флейты и струнных в соль мажоре" ("Concerto in G major for flute and strings") — хранится в Саксонской земельной библиотеке в Дрездене
  • Балетные и театральные интермедии к операм Иоганна Адольфа Хассе
  • Адаптация оперы Жана-Филиппа Рамо "Зороастр" ("Zoroastre"), 1752


Несмотря на ограниченное число сохранившихся произведений, Иоганн (Жан) Адам занимает заметное место среди музыкантов дрезденского двора восемнадцатого века, внесших вклад в развитие французского театра и балета в Германии.

Ноты сочинений Иоганна (Жана) Адама на сайте библиотеки IMSLP