Аччиаюоли, Филиппо
1637 - 1700

Назад

Acciaiuoli, Filippo

  • Дата рождения: 24 февраля 1637
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 7 февраля 1700
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Филиппо Аччиаюоли был итальянским театральным деятелем, импресарио и изобретателем сценических эффектов семнадцатого века. Он получил образование в Римской семинарии, где участвовал в постановках латинских трагедий и промежуточных сцен, поставленных во время карнавалов 1651–1653 годов. В январе 1657 года он вступил во Флорентийскую Академию Неподвижных, которая ставила комические оперы. Прежде чем стать рыцарем Мальты 9 августа 1666 года, он служил как минимум в четырех караванах, благодаря чему много путешествовал, включая поездки в Азию, Африку и Америку.

Он вернулся в Рим во время понтификата папы Климента Девятого (1667–1669), либреттиста опер Джулио Роспильози, который назначил кардиналом брата Аччиаюоли Никколо в 1669 году. В последующие три десятилетия Филиппо был главным творческим руководителем многих зрелищных опер, поставленных в Риме и его окрестностях. Возможно, он участвовал в постановках опер во дворце Колонна, где его первые две работы были поставлены в 1668–1669 годах: "Гирелло" Джакопо Мелани и "Нечестивый наказан" Алессандро Мелани.

В 1672 году он стал одним из основателей Академии Праздных и был главным организатором постановок 1672–1673 годов во дворце Чиги в Аричча: "Искренность с искренностью, или Тиринто" Бернардо Паскуини и "Невинные обманы, или Адалинда" Пьетро Симоне Агостини. Либретто этих четырех произведений обычно приписывается Аччиаюоли, но он, вероятно, лишь создавал сюжет со зрелищными сценами, оставляя написание стихов Джованни Филиппо Апполони. Главной достопримечательностью его постановок были сценические трансформации, за которые он нес ответственность, в том числе в опере "Кто сам является причиной своего зла, пусть плачет на себя" (1682, Рим, дворец Колонна) с текстом Овидия и музыкой Орфео.

В 1671–1672 годах Аччиаюоли служил организатором и создателем промежуточных сцен для первых сезонов Театра Тординона, первой публичной оперы в Риме. С 1679 года он работал за кулисами нового театра Капраника, второго римского оперного дома. Аччиаюоли изобрел кукольный театр для молодого Фердинандо, великого принца Тосканы, включавший сто двадцать четыре марионетки и двадцать четыре смены сцен; механизм был настолько сложным, что Аччиаюоли мог управлять всем в одиночку.

Он также разработал хотя бы один интермеццо "Беневентская свадьба, или Совет ведьм" для пышной постановки оперы Бернардо Паскуини "Падение царства амазонок" во дворце Колонна в январе 1690 года. В книге Рагене описана одна из удивительных трансформаций Аччиаюоли в театре Капраника в 1698 году: фантом женщины "одним движением превратился в совершенный дворец", а охранники, ударяя своими алебардами по сцене, "сразу превратились в фонтаны, каскады и деревья, создавая очаровательный сад перед дворцом".

Редактор английского перевода отметил, что Аччиаюоли создал "множество подобных удивительных спектаклей" в римских театрах 1690-х годов. Наиболее известным считается интермеццо ада в опере Джакомо Антонио Перти "Нерон, ставший кесарем" (1695), которое привлекло большое число иностранных зрителей и превзошло все ожидания публики.

Творчество

Филиппо Аччиаюоли был мастером организации и зрелищных сценических эффектов, благодаря чему его постановки отличались масштабными визуальными трансформациями, эффектами фантомов и движущихся декораций. Он активно участвовал в разработке интригующих сюжетов и интермеццо для комических и драматических опер. Аччиаюоли сочетал техническую изобретательность с художественным вкусом, создавая сцены, которые захватывали зрителя и часто превосходили ожидания. Он считается одним из ведущих театральных режиссеров и сценографов Рима семнадцатого века.

Произведения

Произведения (сценарные разработки и постановки)

  • "Гирелло" ("Il Girello") (музыка Джакопо Мелани, 1668-1669)
  • "Нечестивый наказан" ("L'empio punito") (музыка Алессандро Мелани, 1668-1669)
  • "Искренность с искренностью, или Тиринто" ("La sincerita con la sincerita, overo Il Tirinto") (музыка Бернардо Паскуини, 1672-1673)
  • "Невинные обманы, или Адалинда" ("Gl'inganni innocenti, overo L'Adalinda") (музыка Пьетро Симоне Агостини, 1672-1673)
  • "Кто сам является причиной своего зла, пусть плачет на себя" ("Chi e cagion del suo mal pianga se stesso") (1682)
  • "Беневентская свадьба, или Совет ведьм" ("La noce di Benevento, o sia Il consiglio delle streghe") (интермеццо, 1690)
  • "Интермеццо ада" в опере "Нерон, ставший кесарем" ("Intermede of Hell" in "Nerone fatto Cesare") (музыка Джакомо Антонио Перти, 1695)

Письменные труды

  • Утеряно или неизвестно.

Ноты сочинений Филиппо Аччиаюоли на сайте библиотеки IMSLP