Аччиаюоли, Филиппо
1637 - 1700

Назад

Филиппо Аччиаюоли (Filippo Acciaiuoli) - Итальянский импресарио и создатель сценических эффектов

Родился 24 февраля 1637 года, Рим - умер 7 февраля 1700 года, Рим. 

Он учился в Римской семинарии, где выступал в латинских трагедиях и интермедиях, поставленных во время карнавалов 1651-1653 годов. В январе 1657 года он поступил во Флорентийскую академию неподвижности, которая ставила комические оперы. Прежде чем 9 августа 1666 года он стал мальтийским рыцарем, ему пришлось служить по меньшей мере в четырех караванах, и таким образом он много путешествовал, побывав даже в Азии, Африке и Америке. Он вернулся в Рим во время правления папы Климента IX в 1667-1669 годах (оперный либреттист Джулио Роспильози), который в 1669 году назначил брата Аччиоли Никколо кардиналом. В течение следующих трех десятилетий Филиппо был театральным вдохновителем многих впечатляющих опер, поставленных в Риме и его окрестностях. Возможно, он был причастен к большинству постановок, поставленных в Палаццо Колонна, где в 1668-1669 годах были созданы две его первые работы: "Иль Джирелло" Якопо Мелани и "Эмпио пунито" Алессандро Мелани. В 1672 году он был одним из основателей Академии изящных искусств и стоял у истоков постановок, которые были поставлены в 1672-1673 годах в Палаццо Киджи в Аричче: "Искренность с искренним" Бернадо Пасквини, "Оверо и Тиринто" и "Гленн Инноченти, Оверо и Адалинда" П. С. Агостини. Либретто этих четырех произведений обычно приписывают Аччиаюоли; но он, вероятно, предоставил только сюжет с захватывающими сценами, предоставив Джованни Филиппо Аполлони написать стихи. Сценические трансформации были главной достопримечательностью его постановок, и он, по-видимому, был ответственен за них в другом произведении, "Чи э кагион дель суо мал пианга на сцене" (1682, Рим, Палаццо Колонна), с текстом Овидия и музыкой Орфея. Морей идентифицировал Аччиаюоли как Овидия и Орфея, но это утверждение нигде не подтверждается. В 1671-1672 годах Аччиаюоли был импресарио и организатором первых сезонов "Тординоны", первого публичного оперного театра в Риме. С 1679 года он, по-видимому, находился за кулисами нового театра Капраника, второго римского оперного театра. Морей рассказывает, что он изобрел кукольный театр для юного Фердинандо, великого князя Тосканы, в котором было 124 марионетки и 24 смены сцен; его механизм был настолько хитроумным, что Аччиаюоли мог манипулировать всем сам. (Однако ему ошибочно приписывают дизайн кукол, использовавшихся в театре Моисея в Венеции в 1680-82 годах.) Троянский конь, который он спроектировал для постановки оперы Пальярди "Грек в Трое" (1689), требовал таких искусных манипуляций, что его вызвали во Флоренцию, чтобы он им управлял. Он придумал, по крайней мере, одно интермеццо - "Ночь в Беневенто", или "Совет в Стреге", для экстравагантной постановки оперы Пасквини "Кадута короля Амаццони" в Палаццо Колонна в январе 1690 года. Рагне заканчивает свою книгу описанием одного удивительного превращения, придуманного Аччиаюоли в театре Капраника в 1698 году: призрак женщины "одним движением превратился в идеальный дворец", а стражники ударили алебардами по сцене и "немедленно превратились в водные сооружения, каскады, и деревья, которые образовали бы очаровательный сад перед дворцом’. Это побудило редактора английского перевода (вероятно, Николу Хейм) сообщить, что Аччиаиоли придумал "еще много не менее удивительных" зрелищ для римских театров в 1690-х годах. Редактор называет четыре, а затем подробно описывает "самое знаменитое из них - "Адское средоточие" в романе Перти "Нерон фатто Чезаре" (1695): "огромное количество иностранцев приезжало в Рим специально, чтобы увидеть его, и, увидев, признавались, что оно намного превосходит все ожидания". Ожидания, которые дала им слава об этом".

Ноты сочинений Филиппо Аччиаюоли на сайте библиотеки IMSLP