Абелл, Джон
1653 - 1716
Назад
Abell, John
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Абелл был шотландским контратенором, композитором и лютнистом эпохи барокко. Первое документальное упоминание его имени датируется 1 мая 1679 года, когда он был принят сначала "внештатно", а затем "в штат" в Королевскую часовню. В это же время он числился среди музыкантов Королевской частной капеллы как один из певцов и лютнистов, а также скрипач, хотя последняя должность, вероятно, была номинальной.
С 1679 по 1688 год Абелл получал значительные суммы так называемых "премиальных денег" за неуказанные услуги королю во время заграничных поездок. В дневнике Джона Эвелина от 27 января 1682 года записано: "После ужина появился знаменитый сопранист мистер Абелл, недавно вернувшийся из Италии, и, действительно, я никогда не слышал более превосходного голоса — можно было бы поклясться, что это голос женщины: настолько он был высок и искусно управляем".
В 1684 году Абелл получил степень бакалавра музыки в Кембриджском университете. Его брак 29 декабря 1685 года с леди Фрэнсис Ноллис вызвал значительный общественный резонанс и даже скандал. После Славной революции 1688 года, из-за своих выраженных католических взглядов, он покинул Англию. Абелл был певцом в католической капелле короля Якова Второго и занимал должность камердинера в Приватной палате королевы.
В течение примерно десяти лет он состоял при дворе изгнанного короля в Сен-Жермен-ан-Ле, где служил пажом королевской спальни (1689–1697). Ему, однако, позволяли путешествовать по континенту, и он посетил Францию, Германию, Италию, Нидерланды и Польшу.
Одним из известных эпизодов его жизни стала история, произошедшая в Варшаве. Когда король Польши узнал о приезде Абелла, он пригласил его ко двору. Абелл попытался отказаться, но, узнав, что это может вызвать гнев монарха, согласился. Во дворце его усадили в кресло посреди большого зала и подняли высоко вверх; затем в зал выпустили диких медведей. Король сказал ему: "Выбирай — либо спой, либо мы опустим тебя вниз, прямо к медведям". Абелл предпочел петь и впоследствии говорил, что никогда в жизни не пел лучше.
К концу семнадцатого века Абелл начал стремиться вернуться в Англию (его жена, по некоторым сведениям, уже вернулась туда), но многочисленные долги не позволяли ему это сделать, пока он не урегулировал финансовые дела. После переговоров с театром Друри-Лейн, в ходе которых он снизил свои требования с 500 до 400 фунтов в год, он наконец вернулся в Лондон в январе 1699 года.
10 декабря 1700 года поэт и драматург Уильям Конгрев писал: "Абелл здесь; сейчас он простужен и весьма капризен, так что когда он захочет петь или откажется петь на сцене — всегда большой вопрос. Но несомненно, он поет лучше всех существ на земле, и я часто слышал его — и за границей, и после его возвращения".
Вернувшись, Абелл начал восстанавливать свое материальное положение, организуя концерты и выступления. В 1701 году он исполнил заглавную партию в опере Даниэля Пёрселла "Суд Париса" и участвовал во множестве музыкальных представлений в Лондоне и провинции. Он также занялся преподаванием музыки.
В 1702 году была исполнена и опубликована его "Коронационная песнь", написанная в честь восшествия на престол королевы Анны. В 1703 году в Сент-Джеймсском дворце была представлена его маска "Слушай, Британия, слушай", посвященная дню рождения королевы. Партитура этого произведения долгое время ошибочно приписывалась композитору Джону Экклсу.
Позднее в 1703 году Абелл сопровождал герцога Ормонда в Ирландию, однако уже в 1704 году вернулся в Лондон. Газетные объявления того времени сообщают о его гастролях по Британии, вплоть до Шотландии (1705 год). Возможно, он также вновь путешествовал по континенту, однако к 1715 году уже находился в Лондоне.
Немецкий теоретик Иоганн Маттезон утверждал, что Абелл обладал неким "секретом", позволявшим сохранять чистоту и гибкость голоса даже в преклонном возрасте.
Абелл известен прежде всего как выдающийся певец. Его голос современники описывали по-разному: Эвелин называл его "сопранистом", Гребер — "тенором", а большинство биографов считают его контратенором. Диапазон его голоса, судя по сохранившимся источникам, простирался от соль малой октавы до ре второй, что при пониженной настройке семнадцатого века соответствовало диапазону примерно фа–до второй октавы.
Творчество Абелла испытало сильное влияние итальянской вокальной школы. Его песни отличаются мелодической выразительностью и благородной простотой, но часто не выходят за рамки легкого, галантного стиля. Несмотря на это, они пользовались успехом у публики благодаря природному дару исполнителя и его артистизму.
Он был также активным автором песенных сборников, демонстрировавших его широкий культурный кругозор и интерес к различным языкам. В 1701 году он издал "Сборник песен на английском языке", посвященный английской знати, и "Сборник песен на разных языках", адресованный королю, который, по словам автора, "снисходительно слушал их в Голландии и после моего возвращения домой".
В 1703 году вышел сборник "Избранная коллекция итальянских ариозо", включавший произведения, исполнявшиеся для знати и дворянства на севере Англии и на обеих лондонских сценах.
Особый интерес представляет небольшое издание "Арии для концерта в среду, 12 декабря, в Дулленсе", опубликованное в Амстердаме, предположительно в память о концерте, состоявшемся в один из годов 1694, 1705 или 1711.
Абелл продолжал выступать и обучать пению до конца жизни. Его искусство и редкий голос делали его одним из самых известных певцов своего времени.
Сборники песен
Одиночные произведения
Ноты сочинений Джона Абелла на сайте библиотеки IMSLP