Абелл, Джон
1653 - 1716

Назад

John Abell

  • Дата рождения: 1653
  • Место рождения: Абердиншир, Шотландия
  • Дата смерти: после 1716
  • Место смерти: ?Кембридж, Англия

Биография

Шотландский контратенор, композитор и лютнист. Первое упоминание его имени в официальных документах относится к 1 мая 1679 года, когда он был принят сначала «внештатным», а затем «штатным» певцом Королевской капеллы. В то же время он упоминается среди музыкантов королевской Придворной музыки как один из исполнителей на лютне и голосов, а также как скрипач, хотя последняя должность, вероятно, была лишь формальностью. В 1679–1688 годах он получал значительные суммы так называемых «благотворительных денег» за нераскрытые услуги королю во время своих зарубежных путешествий.

Дневник Джона Эвелина от 27 января 1682 года содержит такую запись:

«После ужина вошёл знаменитый дискант, мистер Абел, недавно вернувшийся из Италии, и, действительно, я никогда не слышал более превосходного голоса. Можно было бы поклясться, что это пела женщина, настолько высоко, чисто и искусно он им управлял».

В 1684 году Абелл получил степень бакалавра музыки в Кембридже. Его брак с леди Фрэнсис Ноллис 29 декабря 1685 года вызвал немалый скандал. После революции 1688 года он покинул Англию, так как придерживался католических убеждений. Абелл был певцом в католической капелле Якова II и занимал должность камер-юнкера королевы. В течение следующих десяти лет он находился при дворе в изгнании в Сен-Жермене, где служил пажом в покоях королевы (1689–1697). Однако ему позволялось свободно путешествовать по Европе: он посещал Францию, Германию, Италию, Нидерланды и Польшу.

С этим периодом связано множество анекдотов. Джон Хокинс приводит следующий эпизод:

«Прибыв в Варшаву, Абелл отказался явиться ко двору, но, узнав, что ему грозит гнев короля, извинился и получил приказ прибыть на следующий день. В просторном зале его усадили на кресло, которое затем подняли на большую высоту. В галерее напротив появился король со свитой, и в тот же момент в зал впустили несколько диких медведей. Король предложил Абеллу выбрать: петь или быть спущенным к зверям. Абелл выбрал первое и впоследствии признавался, что никогда в жизни не пел так хорошо».

К концу XVII века он стремился вернуться в Англию (его жена, по-видимому, уже вернулась раньше), но долги задерживали его возвращение. Только убедившись в своей финансовой безопасности, он смог приехать. После переговоров с театром Друри-Лейн, где он снизил свои требования с 500 до 400 фунтов в год, Абелл вновь оказался в Лондоне в январе 1699 года.

10 декабря 1700 года Конгрив писал:

«Абелл здесь: сейчас простужен и всегда капризен, так что предсказать, выйдет он на сцену или нет, невозможно. Но он поёт лучше всех на земле, и я много раз слышал его как за границей, так и теперь, после его возвращения».

Сразу по приезде Абелл начал восстанавливать своё состояние концертами. Он исполнил главную партию в опере Даниэля Перселла The Judgment of Paris (1701), участвовал во множестве музыкальных представлений в Лондоне и провинциях, а также занялся преподаванием. Его «коронационная песнь» для королевы Анны Aloud proclaim the cheerful sound прозвучала и была опубликована в 1702 году. Год спустя (6 февраля 1703) во дворце Сент-Джеймс в честь дня рождения королевы был дан его маскарад Hark, Britain, hark (партитура хранится в Оксфорде, хотя долгое время приписывалась Джону Экклсу).

Позднее в том же году Абелл отправился в Ирландию в свите герцога Ормонда, но в 1704 вернулся в Лондон. Газеты сообщают о его концертных поездках по Британии, вплоть до Шотландии в 1705 году. Есть сведения и о последующих поездках по Европе, хотя уже к 1715 году он снова жил в Лондоне. Иоганн Маттезон утверждал, что Абелл владел неким «секретом», позволявшим ему сохранять чистоту голоса в преклонном возрасте.

Творчество

В 1701 году в Лондоне он издал сборник A Collection of Songs in English («Сборник песен на английском языке»), посвящённый английской знати, а также A Collection of Songs in Several Languages, посвящённый королю, «который был столь милостив, что слушал их и в Голландии, и после моего возвращения домой». В 1703 году появился сборник A Choice Collection of Italian Ayres («Избранный сборник итальянских ариетт»), в предисловии к которому сообщалось, что эти пьесы исполнялись перед знатью на севере Англии и на обеих лондонских сценах.

Кроме того, в Амстердаме Роджер издал небольшой сборник Airs pour le concert de mecredy, le 12 decembre, au Doule, composes par Jean Abell Anglois («Ариетты к концерту в среду, 12 декабря, в Дуале, соч. англичанина Жана Абелля»), вероятно, памятный выпуск по случаю его концерта в Дуалене во время одного из европейских туров (12 декабря приходилось на среду в 1694, 1705 и 1711 годах).

Произведения

Главным образом Абелл известен как певец. Обычно его считают контратенором, однако Эвелин называл его дискантом, а Якоб Гребер в 1704 году упоминал как тенора. Диапазон его голоса, по-видимому, простирался от (записанной) g до d'', но при более низком камертоне того времени это могло быть почти на тон ниже по современным меркам. Его песни находились под влиянием итальянского стиля, но были довольно короткими и не поднимались выше уровня салонной лёгкой музыки.

Ноты сочинений Джона Абелла на сайте библиотеки IMSLP