Абель, Карл Фридрих
1723 - 1787

Назад

Karl Friedrich Abel

  • Дата рождения: 22 декабря 1723
  • Место рождения: Кётен
  • Дата смерти: 20 июня 1787
  • Место смерти: Лондон

Биография

Карл Фридрих Абель — композитор и исполнитель на бас-виоле, сын Кристиана Фердинанда Абеля. Несомненно, он был учеником своего отца, особенно в игре на бас-виоле; однако после смерти отца в 1737 году Карл Фридрих, возможно, обратился к прежним связям с семьёй Бахов и поехал в Лейпциг для учёбы, как утверждал Берни, знакомый с Абелем. К 1743 году Абель был музыкантом придворного оркестра под управлением Хассе в Дрездене; связи с Бахами поддерживались — В.Ф. Бах был органистом там до 1746 года, а И.С. Бах занимал должность придворного композитора с 1736 года. Абель покинул Дрезден в 1757–1758 годах во время разрушения города Фридрихом Великим. После этого он путешествовал, посещая дом семьи Гёте во Франкфурте и, вероятно, музыкальные центры Мангейма и Парижа. Он уже начал сочинять в Дрездене; каталог Брайткопфа 1761 года рекламировал сольные и трио сонаты и концерты, все с участием флейты, и описывал Абеля как камерного музыканта короля Польши.

В сезоне 1758–1759 годов Абель отправился в Лондон, город, где он провёл большую часть оставшейся жизни. Его первый публичный концерт состоялся 5 апреля 1759 года (за несколько дней до смерти Генделя). Абель демонстрировал своё мастерство, играя на бас-виоле, клавесине и недавно изобретённом Сэром Эдвардом Уолполом пентакорде, а также будучи композитором большей части исполняемой музыки. В следующие пять лет Абель укреплял свою репутацию в Лондоне через собственные ежегодные концерты и через руководство концертами других исполнителей. В 1760 году ему было предоставлено королевское разрешение на публикацию своей музыки в Лондоне; публикуя свои ранние работы самостоятельно, он обеспечивал себе европейскую известность, продавая своё опус 1 Гуммелю, а опусы 2 и 3 — Брайткопфу.

Связь с И.К. Бахом началась в конце 1763 года, первым знаком совместной работы стал концерт 29 февраля 1764 года; таким образом, отношения семей Бах и Абель продолжались. Оба были назначены камерными музыкантами королевы Шарлотты около 1764 года, должности они занимали до конца жизни; они также были друзьями семьи Моцартов во время их визита в Лондон (1764–1765) и наставляли молодого Вольфганга. Симфония Абеля в ми мажоре, опус 7 №6, была переписана Моцартом и долго считалась произведением Моцарта (ранее K18).

Связь между Абелем и Бахом привела к созданию концертной серии «Бах–Абель». Эта ежегодная серия из 10–15 концертов началась 23 января 1765 года и продолжалась до 9 мая 1781 года. Сначала концерты проходили в рамках развлечений миссис Корнелис в Карлайл-Хаус, Сохо-сквер, а в 1768 году были перенесены в Большой зал Алмэка, Кинг-стрит, Сент-Джеймс. Их успех побудил Баха и Абеля вступить в партнёрство с Г.А. Галлини, отставным танцором и шурином лорда Эбингдона, чтобы построить собственный концертный зал в Ханновер-сквер. 1775 год, когда зал открылся, отмечает вершину концертов «Бах–Абель», поскольку кроме регулярной серии там проводились 11 ораторских вечеров в Королевском театре с новыми произведениями в форме синфонии-концертанте, которые пользовались популярностью.

Открытие концертов Пантеона в 1774 году создало конкуренцию, которая обрекла самодовольную серию «Бах–Абель». Спад, несомненно, ускорился из-за конкурирующей серии Галлини в Ханновер-сквер в другой вечер. Смерть Баха в начале 1782 года могла бы положить конец этому предприятию, но Абель смог продолжить концерты под своим именем до конца сезона. Странно, что вдова Баха отказалась от публичного предложения Абеля о помощи. Возможно, к тому времени отношения между Бахом и Абелем стали лишь деловыми; после совместного проживания в течение многих лет они разъехались в 1771 году, и, в отличие от яркого партнёра, Абель, по-видимому, вел спокойную и упорядоченную жизнь.

Вклад Абеля в концерты «Бах–Абель» включал руководство в альтернативные вечера. Концерты знакомили Лондон с множеством музыкантов с континента, и хотя влияние Баха проявлялось в выборе певцов, многие инструменталисты знали Абеля в Дрездене или его брата в Людвигслюсте. Абель, по-видимому, регулярно посещал Париж в 1770–1780-х годах; говорили, что он преподавал виолу фермеру-генералу, и, вероятно, он познакомил нескольких парижских исполнителей, участвовавших в концертах. Директора также поставляли большую часть исполняемой музыки; большая её часть должна находиться среди опубликованных симфоний, концертов, квартетов и трио Абеля. Эти произведения и клавирные сонаты для любителей публиковались с 1765 года Робертом Бремнером, который затем издал первые издания почти всех произведений Абеля и переиздал ранее напечатанные. В это время Абель высоко ценился как исполнитель на бас-виоле, и на большинстве концертов демонстрировал свои таланты в сольных и концертных номерах. Концерты, которые Бах и Абель давали при дворе (например, для пятилетия принца Уэльского 12 августа 1767 года), были своего рода продолжением их серии; их влияние также проявлялось в количестве индивидуальных благотворительных концертов, которые им поручали дирижировать как в Лондоне, так и в соседних городах летом. Программы этих событий служат хорошим ориентиром для музыки, исполнявшейся на концертах «Бах–Абель», хотя сами программы не сохранились.

В конце сезона 1782 года Абель покинул Лондон, чтобы навестить родину. Он встретился с братом в Людвигслюсте и, вероятно, с младшим братом Эрнстом Генрихом (который впоследствии требовал наследство Абеля) в Гамбурге. Он также провёл некоторое время при дворе Фридриха Вильгельма, кронпринца Пруссии, в Потсдаме; Абель посвятил опус 15 квартеты принцу в 1780 году и теперь настолько впечатлил его игрой на виоле, что получил 100 ливров и золотую табакерку. Рукописи пяти его симфоний (до 1943 года) хранились в Берлинской городской библиотеке, что предполагает, что он написал их для принца, возможно, во время этого визита. Объявление в «Magazin der Musik» Крамера (25 февраля 1783 года) показывает, что рукописи его сонат и квартетов для гамбы находились в обращении.

С начала 1785 года и до своей смерти Абель снова был активен в залах Ханновер-сквер. Он был заявлен как главный композитор и исполнитель на виоле для «Большого профессионального концерта», преемника концертов Абеля 1782 года, сохранившего почти тот же состав, что и серия «Бах–Абель»; но новые симфонии, исполнявшиеся там (возможно, берлинский комплект), оставались неопубликованными. Его последний концерт как виртуоза на бас-виоле состоялся 21 мая 1787 года на благотворительном вечере для миссис Биллингтон, дочери ученицы Баха миссис Вайхсель.

Этот последний концерт стал актом щедрости, типичной для добросердечного Абеля, который часто давал концерты для нуждающихся и способствовал продвижению молодых исполнителей. Наиболее известными из тех, чьи карьеры он поддержал, были виолончелисты Джон Кросдилл и Джеймс Черветто, для которых Абель подготовил эффектное дуэ в 1778 году. Вместе со скрипачом Вильгельмом Крамером и гобоистом И.К. Фишером они многие годы составляли ядро труппы «Бах–Абель». Сын Крамера, пианист Иоганн Баптист, позже публично признал Абеля одним из своих учителей композиции, однако, по-видимому, у Абеля не было других известных учеников ни по композиции, ни по виоле. Его щедрость была равна силе привязанности к друзьям, среди которых был живописец Томас Гейнсборо; дружба с ним выражалась в обмене музыкой и картинами — великолепный портрет Абеля с гамбой (см. иллюстрацию) был выставлен в Королевской академии в 1777 году и ныне хранится в библиотеке Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния (другие портреты Абеля включают работу Робино в королевской коллекции и анонимную картину в Музыкальной школе Оксфорда). Абель, по-видимому, особенно любил искусство и художников: помимо своей коллекции Гейнсборо, он поддерживал дружбу с дизайнерами и гравёрами Бартолоцци и Чиприани. Он также был близким другом мангеймского скрипача Вильгельма Крамера, и они делили квартиру до второго брака Крамера, с 1776 до примерно 1779 года. Именно в это время у Абеля впервые проявились признаки болезни, которая впоследствии его убила; болезнь, по-видимому, была вызвана роскошной жизнью и особенно чрезмерным употреблением алкоголя, однако трудно связать это с какой-либо трагедией в его жизни, как иногда утверждалось. До самой смерти Абель пользовался высоким уважением в лондонском обществе, при дворе, в домах знати, в модных кругах и среди коллег-музыкантов; все опубликованные некрологи были исключительно похвальными.

Репутация Абеля как исполнителя тесно связана с бас-виолой. Он также хорошо играл на клавесине, но упоминания о его исполнении на французском рожке связаны с восхищением клавирной сонатой Фердинанда Хорна, которую он, должно быть, исполнял либо на клавесине, либо в аранжировке для сольной бас-виолы. К этому времени инструмент приближался к концу своей истории; в некрологе в Morning Post от 22 июня 1787 года отмечалось, что «его любимый инструмент не использовался широко и, вероятно, умрёт вместе с ним». Тем не менее в любительских кругах ещё оставались исполнители; в последние десять лет жизни Абель сталкивался с профессиональной конкуренцией Андреаса Лидля в Лондоне. Его игра, возможно, была слегка под влиянием возможностей виолончели; единственное прямое свидетельство его стиля — облигато к арии из «Сифари», исполненной с Гуардуцци 5 марта 1767 года, представляющее собой выразительное кантиленное движение в верхнем регистре с немногими аккордами. Несколько произведений для сольной бас-виолы, ныне хранящиеся в Нью-Йоркской публичной библиотеке, максимально используют возможности инструмента и демонстрируют виртуозность, особенно в богатых адажио и одной фуге; эти произведения, возможно, были написаны для ученика, а не для исполнения самим Абелем. Большая часть остальных сохранившихся произведений очевидно предназначалась для любителей, что, вероятно, подразумевает, что собственные выступления Абеля обычно импровизировались; Берни писал: «Я слышал, как он в частной обстановке модулировал на своей шестиструнной басе с такой практической лёгкостью и глубиной науки, что это поражало покойного лорда Келли и Баха, так же как и меня». Абеля особенно хвалили за утончённый вкус и глубину чувства в адажио. Он не делал упор на техническое мастерство в своих выступлениях; Берни отмечал: «Наиболее приятная, но учёная модуляция; самая богатая гармония; и самая изящная и отточенная мелодия — всё это выражалось с … чувством, вкусом и знанием», и добавлял, что его манера исполнения адажио вскоре стала образцом для струнных исполнителей.

Абель был прежде всего композитором инструментальной музыки; его немногие вокальные произведения относительно незначительны. Симфонии, сонаты и произведения для бас-виолы составляют крупнейшие группы его творчества. Стиль Абеля изменялся мало; хотя он в конечном итоге начал писать басовые линии, свободные от монотонного стиля континуо, текстура из двух параллельных мелодических голосов с поддерживающим басом, происходящая из трио-сонаты, встречается в большинстве его трио и во многих квартетах и симфониях. Большинство его произведений состоит из трёх частей, остальные — из двух.

Музыка Абеля в целом жизнерадостна, энергична и легка по характеру. Он редко использовал минорные тональности, и следов глубокой эмоциональности или штрум-унд-дранга почти нет, хотя его гармонический стиль исключительно богат и выразителен. Его мелодии часто явно инструментальные по характеру, с использованием арпеджио, синкоп и апподжиатур; кроме того, он любил фразы необычной длины, и часть его музыки освежающе свободна от двух- и четырёхтактных единиц, так распространённых в доклассическом периоде. Медленные части обычно имеют элегантные, лирические, сильно украшенные мелодии значительной протяжённости; финалы часто написаны в танцевальном ритме, чаще всего менуэты (иногда с вариациями, но редко с трио) или рондо. В результате формируется утончённая, светская версия мангеймского стиля с, возможно, итальянским влиянием, заметным в более вокальных мелодиях и лёгких настроениях. Берни отмечал, что «его изобретательность не была безграничной, а изысканный вкус и глубокая наука не допускали всего, что не было высоко отточено»; он также упоминал о некоторой вялости и хвалил его гармонию и «подбор звуков» как образцы совершенства.

Произведения

если не указано иное, все печатные произведения опубликованы в Лондоне

нумерация в левой колонке соответствует Knape (1971)

Издание: K.F. Abel: Kompositionen, ред. W. Knape (Куксхафен, 1958–74); тт. i–iv, ix–x (2/1960–75) [K]

Оркестровые

1–6 VI симфонии на 4 части, 2 скрипки, альт, бас, op.1 (Амстердам, ок.1759); K i; ред. F.B. Zimmerman, The Symphony, 1720–1840, E2 (Нью-Йорк, 1983)

7–12 Шесть увертюр на 8 частей, op.4 (1762); K ii

45a Увертюра, ре, к T.A. Arne, Love in a Village (комическая опера, I. Bickerstaff), Лондон, CG, 8 дек. 1762, опубликовано в Six Favourite Overtures Abel, Arne and Smith (1763); K viii

45b Увертюра, си бемоль, к S. Arnold, The Summer’s Tale (комическая опера, R. Cumberland), Лондон, CG, 6 дек. 1765 (1766); K viii

44 The Periodical Overture на 8 частей, №16 (1766); K viii

13–18 Шесть симфоний, op.7 (1767); K iii

19–24 Шесть симфоний, op.10 (1773); K iv

53–58 Шесть концертов, клавир/фортепиано, инструменты, op.11 (1774); K x

25–30 Шесть увертюр на 8 частей, op.14 (1778); K v

42 Simphonie concertante à plusieurs instruments obligés, libro I, скрипка, гобой, виолончель (Берлин, 1781), возможно исполнение 1775; K viii

31–36 Шесть увертюр, op.17 (1783); K vi

46–50 Пять концертов для флейты, C, e, D, C, G, до 1759, D-LEm; K ix

51 Концерт для флейты, C, до 1759, KA; K ix

52 Концерт для виолончели, B , до 1759, Bsb; K ix

43 Sinfonia concertante, D, скрипка, гобой, виолончель, 1783, Bsb; K viii

37–41 Пять симфоний, C, B , E , B , D, после 1783, ранее Берлин, Deutsche Staatsbibliothek, уничтожено; K vii

59 Концерт для флейты, G, после 1783, Dl; K x

60 Концерт для виолончели, C, после 1783, Bsb; K x доп.

233 Концерт для скрипки, E, ок.1783; K x доп.

Камерные

111–116 Шесть сонат, клавир, скрипка/флейта, виолончель, op.2 (1760); K xv

80–85 Шесть сонат, скрипка/флейта, скрипка, бас (клавир), op.3 (1761/переиздание); K xiii

117–122 Шесть сонат, клавир, скрипка/флейта, виолончель, op.5 (1764); K xv

123–128 Шесть сонат, флейта, бас, op.6 (1765); K xv

61–66 Шесть квартетов, 2 скрипки, альт, виолончель обяз., op.8 (1769); K xi

86–91 Шесть сонат, скрипка, виолончель, бас, op.9 (1772); K xiii

67–72 Второй комплект из шести квартетов, op.12 (1775); K xi–xii

225–226 Два квартета из Six Quartettos … by Messrs. Bach, Abel and Giardini, флейта, скрипка, альт, бас; 2 скрипки, альт, бас (1776); K xvi

129–134 Шесть сонат, клавир/фортепиано, скрипка, op.13 (1777); K xvi

102–103 Два трио из Six Sonatas, by Messrs. Bach, Abel and Kammell, 2 скрипки, виолончель (1777); K xiv

73–78 Шесть квартетов, 2 скрипки, альт, виолончель обяз., op.15 (1780); K xii

92–97 Шесть трио, скрипка, альт, виолончель, op.16 (1783); K xiv

98–101 Четыре трио, 2 для 2 флейт, бас, 2 для флейты, скрипки, бас, op.16 (Берлин, 1783); K xiv

135–140 Шесть сонат, клавир/фортепиано, скрипка, op.18 (1784); K xvi

228 Дуэт, 2 виолончели (после 1787), исполнение 1778; K xvi

104–110 Семь сонат, G, D, G, F, c, G, G, 2 флейты, бас, №106 также для флейты, скрипки, бас, ок.1765, D-Bsb; K xvi

213–216 Четыре менуэта из Entradas and Minuetts for the Balls at Court, C, D, G, G, клавир редуц., 1765–9, GB-Lbl; K xvi

217–223 Семь полковых маршей, F, F, F, F, F, B , F, клавир редуц., ?1765–9, Lbl; K xvi

110a–f VI сонат на 3, D, G, C, B , C, C, флейта, скрипка, бас, ?до 1780, S-Uu (сомнительная аутентичность); K xv

147 Соната, G, виолончель, бас, после 1783, D-Bsb; K xvi

148 Соната, A, виолончель, бас, после 1783, Bsb; K xvi

Бас-виола

141–146 Шесть лёгких сонат, клавир/(виола/скрипка/флейта, бас) (Амстердам, 1771); K xvi

152–185 [34] Сонаты, виола, некоторые с басом, ?ок.1760, GB-Lbl; K xvi

186–212 Двадцать семь пьес, виола, ок.1770, US-NYp; K xvi

227 Квартет, G, флейта, скрипка, виола, виолончель, №4, после 1783, рукопись частная, копия D-Bsb; K xvi

149 Соната, G, виола, бас, после 1783, Bsb; K xvi

150 Соната, e, виола, бас, после 1783, Bsb; K xvi

Вокальные

— Frena le belle lagrime (ария), сопрано, виола обяз., в Sifari (пастиччо), Лондон, King’s Theatre, 5 марта 1767, другая музыка B. Galuppi и J.C. Bach, опубликовано в The Favourite Songs in the Opera Sifari (1767)

— Where can we run (aria), тенор, клавир редуц., из Tom Jones (комическая опера, J. Reed, по H. Fielding), Лондон, CG, 14 янв. 1769 (1769)

231 Dolly’s eyes are so bright (catch), 3 голоса, ок.1765–70, GB-Lbl Add.31463; K xvi

Ноты сочинений Карла Фридриха Абеля на сайте библиотеки IMSLP