Абель, Карл Фридрих
1723 - 1787

Назад

Карл Фридрих Абель (Karl Friedrich Abel) - Композитор и виолончелист

Родился 22 декабря 1723 года, Кётен - умер 20 июня 1787 года, Лондон. 

Сын Кристиана Фердинанда Абеля. Он, без сомнения, был учеником своего отца, особенно в игре на бас-виоле; но после смерти отца в 1737 году Карл Фридрих возобновил прежние отношения с семьей Бахов и отправился учиться в Лейпциг. С 1743 года Абель играет в придворном оркестре под руководством Хассе в Дрездене. Связь с Бахами сохранялась – Вильгельм Фридеман Бах был там органистом до 1746 года, а Иоганн Себастьян Бах с 1736 года занимал должность придворного композитора. Абель покинул Дрезден в 1757-1758 годах, когда город был разрушен Фридрихом Великим. Затем он путешествовал, посетив дом семьи Гете во Франкфурте и, вероятно, музыкальные центры Мангейма и Парижа. Он начал сочинять уже в Дрездене; в каталоге Брайткопфа 1761 года представлены сольные и трио-сонаты и концерты, все для флейты, и Абель представлен как камерный музыкант короля Польши.

Во время сезона 1758/1759 Абель отправился в Лондон, город, где ему предстояло провести большую часть оставшихся лет жизни. Его первый публичный концерт состоялся там 5 апреля 1759 года (за несколько дней до смерти Генделя). Абель продемонстрировал свою универсальность, играя на бас-виоле, клавесине и недавно изобретенном сэром Эдвардом Уолполом пентахорде, а также являясь автором большей части музыки. В течение следующих пяти лет Абель укреплял свою репутацию в Лондоне благодаря своим собственным ежегодным концертам и руководству концертами других артистов. В 1760 году ему была дарована королевская привилегия на публикацию его музыки в Лондоне. Публикуя там свои ранние произведения за свой счет, он обеспечил себе репутацию на континенте, продав свое первое сочинение Хаммелю, а второе и третье - Брейткопфу. Сотрудничество с Иоганном Христианом Бахом началось в конце 1763 года, и первым признаком их совместных усилий стал концерт 29 февраля 1764 года; таким образом, отношения семей Бах и Абель продолжились. Оба они были назначены камерными музыкантами королевы Шарлотты примерно в 1764 году и занимали эти посты до самой своей смерти; оба они также были друзьями Моцартов во время их визита в Лондон (1764-1765) и были наставниками молодого Вольфганга. Симфония Абеля в E op.7 №6 была скопирована Моцартом и долгое время считалась произведением Моцарта.

Сотрудничество между Абелем и Бахом привело к созданию серии концертов "Бах-Абель". Эта ежегодная серия из 10-15 концертов началась 23 января 1765 года и продолжалась до 9 мая 1781 года. Они начинали как часть мероприятий миссис Корнелис в Карлайл-хаусе на Сохо-сквер, а в 1768 году переехали в "Большую комнату Олмака" на Кинг-стрит в Сент-Джеймсе. Их успех побудил Баха и Абеля вступить в партнерство с Дж.А. Галлини, танцором на пенсии и шурином лорда Абингдона, для строительства собственного концертного зала на Ганновер-сквер. 1775 год, когда открылся этот зал, знаменует собой расцвет концертов Баха-Абеля, поскольку в дополнение к серии концертов в Королевском театре было проведено 11 вечеров ораторий, причем новые произведения в форме концертной симфонии пользовались популярностью.

Открытие концертов в Пантеоне в 1774 году породило элемент конкуренции, который обрек самодовольную серию "Бах-Абель" на провал. Несомненно, этому способствовала конкурирующая серия концертов Галлини в "Ганновер Сквер румс" в другой вечер. Смерть Баха в начале 1782 года, возможно, положила конец шаткому предприятию, но Абелю удалось продолжить концерты под своим именем до конца сезона. Как ни странно, вдова Баха отклонила публичное предложение Абеля о помощи. Возможно, отношения между Бахом и Абелем к тому времени стали не более чем деловыми; прожив вместе много лет, в 1771 году они поселились отдельно, и, в отличие от своего яркого партнера, Абель, похоже, вел тихую и упорядоченную жизнь.

Вклад Абеля в концерты Баха-Абеля включал в себя руководство поочередными вечерами. Концерты познакомили Лондон со многими музыкантами с континента, и хотя влияние Баха заметно в выборе исполнителей, многие музыканты-инструменталисты знали Абеля по Дрездену или его брата по Людвигслусту. Абель, по-видимому, с некоторой регулярностью посещал Париж в 1770-х и 1780-х годах; говорили, что он обучал игре на виоле тамошнего фермера-генерала, и, вероятно, именно он представил нескольких парижских исполнителей, выступавших на концертах. Режиссеры также предоставили большую часть музыки, которая была представлена; большая ее часть должна была появиться среди опубликованных Симфонии, концерты, квартеты, трио и клавирные сонаты Абеля, предназначенные для любителей, издавались с 1765 года Робертом Бремнером, который впоследствии выпустил первые издания почти всех произведений Абеля и переиздал те, которые были напечатаны до этой даты. В то время Абеля высоко ценили как исполнителя на бас-виоле, и на большинстве концертов он демонстрировал свои таланты в сольном исполнении или концерте. Концерты, которые Бах и Абель давали при дворе (например, один из них состоялся в честь пятого дня рождения принца Уэльского 12 августа 1767 года), были в некотором смысле продолжением их серии; их влияние также заметно в ряде индивидуальных благотворительных концертов, которыми их просили руководить как в Лондоне, так и в близлежащих городах в течение лета.

В конце сезона 1782 года Абель покинул Лондон, чтобы посетить свою родину. Он встретился со своим братом в Людвигслусте и, вероятно, со своим младшим братом Эрнстом Генрихом (который должен был унаследовать имущество Абеля после его смерти) в Гамбурге. Он также провел некоторое время при дворе Фридриха Вильгельма, наследного принца Пруссии, в Потсдаме; в 1780 году Абель посвятил принцу свои квартеты из 15 соч., и теперь его игра на виоле произвела на него такое впечатление, что он получил 100 луидоров и золотую табакерку. Рукописи пяти его симфоний хранились (до 1943 года) в Берлинской государственной библиотеке, что позволяет предположить, что он написал их для принца, возможно, во время этого визита. Из объявления в журнале Кремера "Музыка" (25 февраля 1783 года) следует, что в обращении находились рукописные экземпляры его сонат и квартетов для гамбы.

С начала 1785 года и до самой своей смерти Абель снова работал в "Ганновер сквер румс". Он был объявлен главным композитором и виолончелистом Большого профессионального концерта, преемника концертов Абеля 1782 года, состав участников которых был почти таким же, как и в серии "Бах-Абель"; но новые симфонии, исполненные там остались неопубликованными. Его последнее концертное выступление состоялось 21 мая 1787 года в качестве виолончелиста-виртуоза в бенефисе миссис Биллингтон, дочери ученицы Баха, миссис Вайхселл.

Этот заключительный концерт представляет собой акт щедрости, типичный для добросердечного Абеля, который часто давал концерты для нуждающихся и помогал знакомить с молодыми исполнителями. Самыми известными из тех, чьей карьере он способствовал, являются виолончелисты Джон Кросдилл и Джеймс Черветто, для которых Абель спел эффектный дуэт в 1778 году. Вместе со скрипачом Вильгельмом Кремером и гобоистом И.К. Фишером они на протяжении многих лет составляли ядро труппы Баха-Абеля. Сын Кремера, пианист Иоганн Баптист, позже публично признал Абеля одним из своих учителей композиции, но, похоже, у Абеля не было других знаменитых учеников ни в области композиции, ни в игре на виоле. Его щедрость была сравнима с силой его привязанности к друзьям, среди которых был художник Томас Гейнсборо; результатом дружбы стал обмен музыкой и картинами – великолепный портрет Абеля с гамбой кисти Гейнсборо был выставлен в Королевской академии в 1777 году, а сейчас находится в Хантингтонской библиотеке в Сан-Марино, Калифорния. Среди других портретов Абеля - один работы Робино из королевской коллекции и анонимный портрет Абеля, написанный в 1778 году в музыкальной школе Оксфорда. Абель, по-видимому, питал особую любовь к искусству и художникам, поскольку в дополнение к своей коллекции картин Гейнсборо он подружился с дизайнерами и граверами Бартолоцци и Чиприани. Он также был хорошим другом скрипача из Мангейма Вильгельма Кремера, и они вместе снимали квартиру до второго брака Кремера, примерно с 1776 по 1779 год. Именно в это время у Абеля впервые проявились признаки болезни, которая должна была его убить; по-видимому, это было вызвано богатым образом жизни и, в частности, чрезмерным употреблением алкоголя, но кажется невозможным связать это с какой-либо трагедией в его жизни. Вплоть до своей смерти Абель занимал весьма уважаемое положение в лондонском обществе, при дворе, в домах знати, в модных кругах и среди своих коллег-музыкантов; несколько некрологов были единодушно хвалебными.

Ноты сочинений Карла Фридриха Абеля на сайте библиотеки IMSLP