Аббатини, Антонио Мария
1595 - 1679

Назад

Abbatini, Antonio Maria

  • Дата рождения: 26 января 1595
  • Место рождения: Читта-ди-Кастелло, Италия
  • Дата смерти: после 15 марта 1679
  • Место смерти: Читта-ди-Кастелло, Италия

Биография

 Антонио Мария Аббатини был итальянским композитором и педагогом. В 1623 и 1625 годах он путешествовал в Рим вместе со своим братом Гвидобальдо, художником, и с января 1627 по май 1629 года работал в базилике Святого Иоанна Латеранского. Согласно его автобиографии в стихах, он служил там "семь лет и несколько месяцев", начиная с 1622 года, однако это и его утверждение о более ранних должностях в Читта-ди-Кастелло и церкви Джезу в Риме не подтверждены документально.

Позднее он занимал должность маэстро ди капелла в соборах Читта-ди-Кастелло (июнь 1629–май 1632, декабрь 1635–ноябрь 1640 и май 1677–март 1679) и Орвието (декабрь 1632–1635). В Риме его главные назначения были в базилике Санта-Мария-Маджоре, где он обучал мальчиков-сопрано (ноябрь 1640–январь 1646, сентябрь 1649–январь 1657 и март 1672–июнь 1677), и в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (ноябрь 1657–март 1667). Он недолго руководил музыкой в Сан-Лоренцо-ин-Дамазо (май–октябрь 1649) и в Санта-Мария-ди-Лорето (февраль–ноябрь 1657).

С марта по октябрь 1667 года он работал в святилище Святого Дома в Лорето, прежде чем был возвращен в Рим для службы специальным помощником за пределами стен при папе Клименте Девятом (Джулио Роспильози), который ранее был его начальником по музыке в Санта-Мария-Маджоре. Аббатини, по-видимому, сохранял эту должность до июля 1676 года, когда умер Климент Десятый.

Творчество

Помимо драматической кантаты "Плач Родомонта", опубликованной в 1633 году Пьетро Антонио Убальдони, тенором из Орвието, который пел у Аббатини в детстве, его напечатанная музыка была исключительно духовной. Из десяти опубликованных сборников, о которых он упоминает в автобиографии (около 1667 года), три книги "Священные песни" утрачены, как и его переработка гимнов Палестрины с латинским текстом, недавно пересмотренным Урбаном Восьмым.

Восьмиголосные мотеты появились в различных антологиях между 1643 и 1656 годами. Особую известность Аббатини как композитору духовной музыки принесло включение его произведений в трактат Афанасия Кирхера "Всеобщая музыкология" (Рим, 1650), где его пятиголосный мотет "Иисус, сладкая память" из четвертой книги "Священные песни" был приведен как образец "церковного и мотетного стиля". Четкая фактура, устойчивые диатонические гармонии и мелодические линии, более декламационные, чем мелизматические, соответствуют тридентским стандартам. Малые вокальные ансамбли, с живым чувством фразировки, делением на секции с частыми метрическими изменениями и изящными проходами в терциях и секстах, предвосхищают стиль поколения Корелли.

Аббатини, вероятно, считал своим вторым важным вкладом деятельность как педагога и исследователя. Существуют контракты 1640-х годов о музыкальном обучении и содержании певчих мальчиков при Санта-Мария-Маджоре. Среди его учеников было "около ста последователей, в основном кастратов". Наиболее известным стал Доменико дель Пане, оперный певец, член Сикстинской и Венской императорской капелл, позже ставший маэстро ди капелла.

С 1658 по 1676 год Аббатини активно участвовал в деятельности Римской конгрегации Святой Цецилии, несколько раз занимая должность "опекуна". В 1660-х годах он проводил публичные академии у себя дома, на которых исполнялись итальянские произведения конца шестнадцатого века, включая акапельные мадригалы Маренцио и Монтеверди. Сохранилось 15 его академических трудов 1663–1668 годов, в основном посвященных теории музыки и контрапункту. Его автобиографический очерк выражает недовольство по поводу снижения статуса композитора в сравнении с признанием лучших певцов того времени.

Произведения

Духовные произведения

  • "Месса" ("Missa"), 16 голосов (1627)
  • "Третья книга священных песен" ("Il terzo libro di sacre canzoni"), 2–6 голосов, опус 5 (Орвието, 1634)
  • "Пятая книга священных песен" ("Il quinto libro di sacre canzoni"), 2–5 голосов, опус 9 (1638)
  • "Шестая книга священных песен" ("Il sesto libro di sacre canzoni"), 2–5 голосов, опус 10 (1653)
  • "Антифоны для двенадцати басов и двенадцати теноров, исполненные в Санта-Мария-сопра-Минерва в 1661 году" ("Antifone a 12 bassi e 12 tenori … cantate in S Maria sopra Minerva … l’anno 1661") (1677)
  • "Иисус, сладкая память" ("Jesu dulcis memoria"), мотет на 5 голосов, включен в трактат Кирхера "Всеобщая музыкология"

Светские произведения

  • "Плач Родомонта" ("Il pianto di Rodomonte"), драматическая кантата для четырех голосов и бассо континуо (Орвието, 1633)
  • "Из зла — добро" ("Dal male il bene"), музыкальная драма в трех действиях на текст Джакомо и Джулио Роспильози (в соавторстве с Марко Мараццоли) (Рим, 1654)
  • "Иона" ("Ione"), музыкальная драма в трех действиях (Рим, 1666, не была поставлена)
  • "Небесная комедия" ("La comica del cielo"), музыкальная драма в трех действиях на текст Джулио Роспильози (Рим, 1668)
  • Кантаты с бассо континуо: "Ах, от руки рассудка" ("Ahi, di man de la ragione"), "Сомневающийся любовник" ("Amante dubbioso"), "Прошедшие радости" ("Passati contenti"), "Приди, любовник" ("Vieni amante"), "Я ищу удачу" ("Vo cercando la fortuna"), "Лети, птичка, по ветру" ("Voli augello al vento")

Теоретические труды

  • "Рассуждения, или Академические лекции" ("Discorsi, o Lezioni accademiche") (1663–1668)

Сочинения утеряны

  • Реквием 1672 года
  • Месса Kyrie–Gloria на 16 голосов
  • Антифоны для 12 сопрано и 12 альтов
  • Мадригалы

Ноты сочинений Антонио Марии Аббатини на сайте библиотеки IMSLP