Аббатини, Антонио Мария
1595 - 1679
Назад
Antonio Maria Abbatini

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Антонио Мария Аббатини — итальянский композитор и учитель. В 1623 и 1625 годах он отправился в Рим вместе со своим братом Гвидобальдо, художником. С января 1627 по май 1629 служил в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано. В своей автобиографии утверждал, что пробыл там «семь лет и несколько месяцев», начиная с 1622 года, и что занимал должности в Читта-ди-Кастелло и в церкви Иль-Джезу в Риме, хотя эти сведения не подтверждены.
Он неоднократно был капельмейстером: в соборе Читта-ди-Кастелло (1629–1632, 1635–1640, 1677–1679), в соборе Орвието (1632–1635), а также в Риме — в Санта-Мария-Маджоре (1640–1646, 1649–1657, 1672–1677), где обучал мальчиков-сопрано, и в Сан-Луиджи-дей-Франчези (1657–1667). Ненадолго руководил музыкой в Сан-Лоренцо-ин-Дамазо (1649) и Санта-Мария-ди-Лорето (1657). В 1667 году служил в Лорето, но вскоре был отозван в Рим на службу к папе Клименту IX (Джулио Роспильози), своему бывшему наставнику. Эта должность сохранялась за ним до смерти Климента X в 1676 году.
Творчество
Первое опубликованное сочинение Аббатини — драматическая кантата «Il pianto di Rodomonte» («Плач Родомонта», 1633). В печати его музыка представлена почти исключительно духовными произведениями. Из десяти сборников, упомянутых им в автобиографии, три тома «sacre canzoni» утеряны, как и его редакция гимнов Палестрины. Несмотря на это, его слава как композитора духовной музыки закрепилась благодаря упоминаниям Афанасия Кирхера, который включил его пятиголосный мотет «Jesu dulcis memoria» («Иисус, сладчайшая память») как образец церковного стиля.
Музыка Аббатини отличается ясной фактурой, устойчивой диатоникой и декламационностью мелодий. Его сочинения для малого состава предвосхищают стиль поколения Корелли.
Как педагог и учёный, он играл значительную роль в музыкальной жизни Рима. С 1640-х годов обучал певчих при Санта-Мария-Маджоре, среди которых был Доменика дель Пане, впоследствии известный певец и капельмейстер. Аббатини активно участвовал в деятельности Римской конгрегации Святой Цецилии, устраивал академии в своём доме, где исполнялись мадригалы Маренцио и Монтеверди. От него сохранилось 15 теоретических трактатов (1663–1668), посвящённых вопросам контрапункта и музыкальной теории.
Аббатини был связан с покровительством Барберини и Джулио Роспильози. Совместно с Марко Маратцоли написал оперу «Dal male il bene» («Из зла рождается добро», 1654). Самостоятельно создал оперу «La comica del cielo» («Небесная комедия», 1668) и написал музыку для оперы «Ione» («Иона»), предназначенной для венского двора, но не поставленной. Его театральные сочинения выделяются новыми формами ансамблей и арий, а также использованием расширенных речитативов.
Произведения
Духовные
Светские
Труды
Ноты сочинений Антонио Марии Аббатини на сайте библиотеки IMSLP