Аббатини, Антонио Мария
1595 - 1679

Назад

Антонио Мария Аббатини (Antonio Maria Abbatini) - Итальянский композитор и педагог

Родился 26 января 1595 года, Читта-ди-Кастелло, близ Перуджи  - умер после 15 марта 1679 года, там же. 

В 1623 и 1625 годах он ездил в Рим со своим братом Гвидобальдо, художником, и с января 1627 по май 1629 года работал в церкви Святого Джованни в Латерано. Согласно его стихотворной автобиографии, он служил там «семь лет и несколько месяцев», то есть с 1622 года, но ни это, ни его заявление о том, что ранее он занимал должности в Читта-ди-Кастелло и в Джезу в Риме, не подтверждены. Впоследствии он служил в качестве маэстро капеллы в соборах Читта-ди-Кастелло и Орвието. В Риме его основной работой была школа Марии Маджоре, где он обучал мальчиков-сопрано, а также школа Луиджи деи Франчези. Некоторое время он руководил музыкальной частью в соборе Лоренцо в Дамазо и в соборе Марии ди Лорето. С марта по октябрь 1667 года он недолго проработал в Санта-Каса-ин-Лорето, прежде чем был отозван в Рим в качестве помощника папы Климента IX, который ранее был префектом музыки в Санта-Мария-Маджоре. По-видимому, он занимал этот пост до смерти папы Климента X в июле 1676 года.

За исключением драматической кантаты "Пьяцца ди Родомонте", музыка Аббатини была исключительно духовной. Слава Аббатини как композитора духовной музыки была закреплена монументальной "Мусургией" Афанасия Кирхера. В "Универсалисе" (Рим, 1650) его работы цитируются как образец "stylus ecclesiasticus & motecticus", иллюстрируемый его пятичастной книгой "Jesu dulcis memoria" из четвертой книги "Сакре канцони". Четкие текстуры, четкие диатонические гармонии и мелодические линии, скорее декламирующие, чем мелизматические, соответствуют стандартам Tridentine. Однако благодаря живому чувству фразировки, частым метрическим изменениям в разделах, особенно в малоголосных композициях, можно увидеть предчувствие поколения Корелли.

Вторым по значимости вкладом Аббатини считал работу в качестве педагога и ученого. Контракты на музыкальное обучение Путти и пансион существуют с 1640-х годов, когда он впервые поступил на работу в церковь Санта-Мария-Маджоре. Он насчитал "около пяти десятков последователей и более, в основном кастратов". Доменико даль Пане стал самым известным среди них как оперный певец, член Сикстинской и Венской императорских капелл, а позже и как маэстро капеллы. С 1658 по 1676 год Аббатини был верным сторонником римской конгрегации Святой Чечилии, выступая в качестве одного из ее "хранителей" в 1662-3, 1666 и 1669 годах. В 1660-х годах он организовал в своем собственном доме публичные академии, где исполнялась итальянская музыка конца XVI века, в том числе мадригалы Маренцио и Монтеверди без сопровождения. Сохранилось 15 его собственных академических лекций (датированных 1663-1688 годами), посвященных в основном теории музыки и контрапунктической технике. 

У Аббатини не было частных покровителей, и он мало писал камерной музыки, но в Риме он вращался в кругу семьи Барберини и их протеже Джулио Роспильози. "Пьяцца ди Родомонте" была написана для Академии ассоциации, первоначально в Урбино, на текст члена академии. Берарди сообщает, что его мадригалы исполнялись в его академии в 1660-х годах. 

Вероятно, именно благодаря знакомству Аббатини с Джулио Роспильози в Санта-Мария-Маджоре он начал сотрудничать с Марко Мараццоли в опере "Нет худа без добра", поставленной для молодого князя Маффео Барберини и его молодой жены во время карнавала 1654 года. Аббатини в одиночку сочинил музыку к опере Роспильози "Комика небес", повествующей о покаянном обращении испанской актрисы и основанной, как и "Нет худа без добра", на испанской пьесе. Она была поставлена в Риме в 1668 году при папстве Роспильози, хотя. В обеих операх изображены современные светские персонажи с живыми диалогами и ариями. Ансамбли солистов, которые завершают 1-й и 3-й акты "Нет худа без добра" (Мараццоли написал 2-й акт и начало 3-го акта), являются одними из самых ранних известных примеров финала ансамбля. В обеих операх также были представлены разнообразные дуэты и арии в новых формах с более длинными припевами или в сценах, похожих на кантаты. Несмотря на происхождение обоих либретто, в их музыке мало что звучит по-испански. Музыкальная задача, скорее, заключалась в том, чтобы создать длинные диалоги-речитативы, которых требовали задействованные сюжеты. Речитатив Аббатини расширил диапазон гармонических изменений и придал движению вперед четкое ощущение последовательности аккордов.

Несколько иной была партитура "Ионы" Аббатини, предназначенная для празднования бракосочетания императора Леопольда I с Маргаретой Терезией Испанской. Основанная на греческой истории об Ио, соблазненной Юпитером, и мстительной Юноне, она содержит 12 сольных партий, которые требуют большего количества арий, более витиеватых пассажей и более активного использования высоких инструментов для сопровождения. Его хоровые финалы представляют собой возвращение к стилю более ранних постановок. Либреттист неизвестен, и ни одно исполнение не было задокументировано. Рассказывая о своей карьере, Аббатини не упомянул ни об одной из своих театральных партитур, однако в наше время он известен благодаря своим операм.

Ноты сочинений Антонио Марии Аббатини на сайте библиотеки IMSLP