Аббатини, Антонио Мария
1595 - 1679
Назад
Abbatini, Antonio Maria
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Мария Аббатини был итальянским композитором и педагогом. В 1623 и 1625 годах он путешествовал в Рим вместе со своим братом Гвидобальдо, художником, и с января 1627 по май 1629 года работал в базилике Святого Иоанна Латеранского. Согласно его автобиографии в стихах, он служил там "семь лет и несколько месяцев", начиная с 1622 года, однако это и его утверждение о более ранних должностях в Читта-ди-Кастелло и церкви Джезу в Риме не подтверждены документально.
Позднее он занимал должность маэстро ди капелла в соборах Читта-ди-Кастелло (июнь 1629–май 1632, декабрь 1635–ноябрь 1640 и май 1677–март 1679) и Орвието (декабрь 1632–1635). В Риме его главные назначения были в базилике Санта-Мария-Маджоре, где он обучал мальчиков-сопрано (ноябрь 1640–январь 1646, сентябрь 1649–январь 1657 и март 1672–июнь 1677), и в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (ноябрь 1657–март 1667). Он недолго руководил музыкой в Сан-Лоренцо-ин-Дамазо (май–октябрь 1649) и в Санта-Мария-ди-Лорето (февраль–ноябрь 1657).
С марта по октябрь 1667 года он работал в святилище Святого Дома в Лорето, прежде чем был возвращен в Рим для службы специальным помощником за пределами стен при папе Клименте Девятом (Джулио Роспильози), который ранее был его начальником по музыке в Санта-Мария-Маджоре. Аббатини, по-видимому, сохранял эту должность до июля 1676 года, когда умер Климент Десятый.
Помимо драматической кантаты "Плач Родомонта", опубликованной в 1633 году Пьетро Антонио Убальдони, тенором из Орвието, который пел у Аббатини в детстве, его напечатанная музыка была исключительно духовной. Из десяти опубликованных сборников, о которых он упоминает в автобиографии (около 1667 года), три книги "Священные песни" утрачены, как и его переработка гимнов Палестрины с латинским текстом, недавно пересмотренным Урбаном Восьмым.
Восьмиголосные мотеты появились в различных антологиях между 1643 и 1656 годами. Особую известность Аббатини как композитору духовной музыки принесло включение его произведений в трактат Афанасия Кирхера "Всеобщая музыкология" (Рим, 1650), где его пятиголосный мотет "Иисус, сладкая память" из четвертой книги "Священные песни" был приведен как образец "церковного и мотетного стиля". Четкая фактура, устойчивые диатонические гармонии и мелодические линии, более декламационные, чем мелизматические, соответствуют тридентским стандартам. Малые вокальные ансамбли, с живым чувством фразировки, делением на секции с частыми метрическими изменениями и изящными проходами в терциях и секстах, предвосхищают стиль поколения Корелли.
Аббатини, вероятно, считал своим вторым важным вкладом деятельность как педагога и исследователя. Существуют контракты 1640-х годов о музыкальном обучении и содержании певчих мальчиков при Санта-Мария-Маджоре. Среди его учеников было "около ста последователей, в основном кастратов". Наиболее известным стал Доменико дель Пане, оперный певец, член Сикстинской и Венской императорской капелл, позже ставший маэстро ди капелла.
С 1658 по 1676 год Аббатини активно участвовал в деятельности Римской конгрегации Святой Цецилии, несколько раз занимая должность "опекуна". В 1660-х годах он проводил публичные академии у себя дома, на которых исполнялись итальянские произведения конца шестнадцатого века, включая акапельные мадригалы Маренцио и Монтеверди. Сохранилось 15 его академических трудов 1663–1668 годов, в основном посвященных теории музыки и контрапункту. Его автобиографический очерк выражает недовольство по поводу снижения статуса композитора в сравнении с признанием лучших певцов того времени.
Духовные произведения
Светские произведения
Теоретические труды
Сочинения утеряны
Ноты сочинений Антонио Марии Аббатини на сайте библиотеки IMSLP