Дюпор (старший), Жан-Пьер
1741 - 1818

Назад

Жан-Пьер Дюпор (старший) (Jean-Pierre Duport (l’aîné)) - Французский виолончелист и композитор

Родился 27 ноября 1741 года, Париж - умер 31 декабря 1818 года, Берлин. 

Ученик Берто, он дебютировал на концерте "Спиричуэл" в феврале 1761 года; его последующие выступления заслужили похвалу анонимного рецензента в "Меркюр де Франс" (апрель 1762): 

В его руках инструмент становится неузнаваемым; он говорит, выражает и передает все с еще большим очарованием, чем то, которое, как считается, присуще исключительно скрипке. Сила его исполнения всегда подчеркивается высочайшей точностью в исполнении сложных композиций, о которых невозможно представить, не владея инструментом. По-видимому, все единодушно согласны с тем, что этот молодой человек - самое необычное явление, которое когда-либо появлялось в наших салонах. 

В течение следующих двух лет Дюпор часто выступал на концерте "Спиричуэл", и его всегда принимали благосклонно. С 1766 года он появлялся реже, поскольку был нанят (до 1769 года) принцем Конти. Затем он отправился в Англию, а два года спустя - в Испанию. В 1773 году он принял приглашение Фридриха Великого Прусского стать первым виолончелистом Королевской капеллы в Берлине. Там он преподавал принцу Фридриху Вильгельму II и руководил концертами при дворе с 1787 по 1806 год, когда Пруссия потерпела поражение от Наполеона и капелла была распущена. Дюпор остался при дворе и в 1811 году получил пенсию. Покровительство Фридриха Вильгельма (вплоть до его смерти в 1797 году) в сочетании с виртуозностью Дюпора привели к тому, что Берлин стал притягательным местом для новых сочинений для виолончели. Произведения, написанные для прусского двора, включают концерты Карла Стамица, камерные сочинения Питера Риттера и Боккерини, "Прусские" струнные квартеты Моцарта и набор фортепианных вариаций на тему менуэта Дюпора, а также сонаты Бетховена ор.5, которые Бетховен исполнял сам с Дюпором или его братом. Современные авторы отдают должное Дюпору за то, что он сумел сбалансировать высокую оценку итальянского стиля исполнения при дворе и французского. Гербер считал его “совершенным виртуозом старой французской школы”. Как и у других французских виолончелистов того времени, его сочинения и отзывы свидетельствуют о его склонности к сложным, хорошо организованным ударам смычком и использованию естественных гармоник. Географическая удаленность от инновационных центров струнного исполнительства означала, что новые разработки в области дизайна смычка и инструментов редко использовались в его стиле исполнения. Тем не менее, его способности дирижера и виртуозная игра на большом пальце заслужили безоговорочную похвалу. Его мастерство аппликатуры, в частности, усовершенствованная методика, разработанная Берто и систематизированная его братом и учеником Жан-Луи.

Ноты сочинений Жана-Пьера Дюпора (старшего) на сайте библиотеки IMSLP