Дюпор (старший), Жан-Пьер
1741 - 1818
Назад
Duport (l’aîné), Jean-Pierre
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Пьер Дюпор был французским виолончелистом и композитором. Ученик Берто, он дебютировал на "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel) в феврале 1761 года; его последующие выступления заслужили похвалу анонимного рецензента в "Меркюр де Франс" (фр. Mercure de France) (апрель 1762 года): «В его руках инструмент становится неузнаваемым; он говорит, выражает и передаёт всё с очарованием, большим, чем то, что считалось исключительной принадлежностью скрипки. Сила его исполнения всегда подчёркивается самой точной точностью в преодолении трудностей, о которых нельзя иметь представления без знания инструмента. Кажется, все единогласно согласны, что этот молодой человек — самое необыкновенное явление, появившееся в наших салонах». В течение следующих двух лет Дюпор часто выступал на "Духовном концерте" и всегда был благосклонно принят. С 1766 года он появлялся реже, работая (до 1769 года) у принца Конти. Затем он уехал в Англию, а два года спустя — в Испанию. В 1773 году он принял приглашение Фридриха Великого Прусского стать первым виолончелистом Королевской капеллы в Берлине. Там он учил принца, Фридриха Вильгельма II, и руководил концертами при дворе с 1787 по 1806 год, когда Пруссия была побеждена Наполеоном и капелла распущена. Дюпор остался при дворе и получил пенсию в 1811 году.
Покровительство Фридриха Вильгельма II (до его смерти в 1797 году) в сочетании с виртуозностью Дюпора означало, что Берлин стал магнитом для новых сочинений для виолончели. Произведения, написанные для прусского двора, включают концерты Карла Стамица, камерные сочинения Петера Риттера и Боккерини, "Прусские" струнные квартеты Моцарта и набор вариаций для фортепиано (К.573) на менуэт Дюпора, а также сонаты Бетховена соч. 5, сыгранные самим Бетховеном с either Дюпором или его братом. Современные отчеты приписывают Дюпору балансирование между признанием итальянского стиля исполнения и французского при дворе. Гербер считал его «идеальным виртуозом старой французской школы». Как и у других французских виолончелистов той эпохи, его сочинения и отзывы свидетельствуют о склонности к сложным, хорошо организованным смычковым штрихам и использованию натуральных флажолетов. Его географическая удалённость от инновационных центров струнного исполнительства означала, что новые разработки в конструкции смычка и инструмента редко интегрировались в его исполнительский стиль. Однако его способности как руководителя оркестра и виртуозность его игры в позиции большого пальца вызывали безоговорочное одобрение. Его навыки аппликатуры, в частности, продвинули методологию, начатую Берто и кодифицированную его братом и учеником, Жан-Луи.
Оркестровые сочинения
Сонаты
Прочие сочинения
Ноты сочинений Жана-Пьера Дюпора (старшего) на сайте библиотеки IMSLP