Дюпор (старший), Жан-Пьер
1741 - 1818

Назад

Duport (l’aîné), Jean-Pierre

Портрет композитора Жан-Пьер Дюпор (старший)

  • Дата рождения: 27 ноября 1741 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 31 декабря 1818 года
  • Место смерти: Берлин, Пруссия

Биография

Жан-Пьер Дюпор был французским виолончелистом и композитором. Ученик Берто, он дебютировал на "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel) в феврале 1761 года; его последующие выступления заслужили похвалу анонимного рецензента в "Меркюр де Франс" (фр. Mercure de France) (апрель 1762 года): «В его руках инструмент становится неузнаваемым; он говорит, выражает и передаёт всё с очарованием, большим, чем то, что считалось исключительной принадлежностью скрипки. Сила его исполнения всегда подчёркивается самой точной точностью в преодолении трудностей, о которых нельзя иметь представления без знания инструмента. Кажется, все единогласно согласны, что этот молодой человек — самое необыкновенное явление, появившееся в наших салонах». В течение следующих двух лет Дюпор часто выступал на "Духовном концерте" и всегда был благосклонно принят. С 1766 года он появлялся реже, работая (до 1769 года) у принца Конти. Затем он уехал в Англию, а два года спустя — в Испанию. В 1773 году он принял приглашение Фридриха Великого Прусского стать первым виолончелистом Королевской капеллы в Берлине. Там он учил принца, Фридриха Вильгельма II, и руководил концертами при дворе с 1787 по 1806 год, когда Пруссия была побеждена Наполеоном и капелла распущена. Дюпор остался при дворе и получил пенсию в 1811 году.

Творчество

Покровительство Фридриха Вильгельма II (до его смерти в 1797 году) в сочетании с виртуозностью Дюпора означало, что Берлин стал магнитом для новых сочинений для виолончели. Произведения, написанные для прусского двора, включают концерты Карла Стамица, камерные сочинения Петера Риттера и Боккерини, "Прусские" струнные квартеты Моцарта и набор вариаций для фортепиано (К.573) на менуэт Дюпора, а также сонаты Бетховена соч. 5, сыгранные самим Бетховеном с either Дюпором или его братом. Современные отчеты приписывают Дюпору балансирование между признанием итальянского стиля исполнения и французского при дворе. Гербер считал его «идеальным виртуозом старой французской школы». Как и у других французских виолончелистов той эпохи, его сочинения и отзывы свидетельствуют о склонности к сложным, хорошо организованным смычковым штрихам и использованию натуральных флажолетов. Его географическая удалённость от инновационных центров струнного исполнительства означала, что новые разработки в конструкции смычка и инструмента редко интегрировались в его исполнительский стиль. Однако его способности как руководителя оркестра и виртуозность его игры в позиции большого пальца вызывали безоговорочное одобрение. Его навыки аппликатуры, в частности, продвинули методологию, начатую Берто и кодифицированную его братом и учеником, Жан-Луи.

Произведения

Оркестровые сочинения

  • "Три концерта для скрипки" ("3 violin concertos") (1792)
  • "Концерт для виолончели ля мажор" ("Cello Concerto in A major") (без даты), возможно утрачен
  • "Концерт ре мажор для скрипки и виолончели" ("Concerto in D major for violin and cello"), не опубликован, утрачен, скрипичная партия П. Вашона

Сонаты

  • "Шесть сонат для скрипки/виолончели и баса" ("6 sonatas for violin/cello and bass") (1766)
  • "Шесть сонат для виолончели и баса" ("6 sonatas for cello and bass"), соч. 2 (1772)
  • "Шесть сонат для виолончели и баса" ("6 sonatas for cello and bass"), соч. 3 (1773)
  • "Шесть сонат для виолончели и баса" ("6 sonatas for cello and bass"), соч. 1 (Берлин и Амстердам, 1787)
  • "Двенадцать сонат для виолончели и баса" ("12 sonatas for cello and bass"), возможно Берлинская государственная библиотека
  • "Одна соната для виолончели и баса" ("1 sonata for cello and bass"), возможно Берлинская государственная библиотека

Прочие сочинения

  • "Восемь варьированных арий для двух виолончелей" ("8 airs variés for 2 cellos") (1796)
  • "Три дуэта для двух виолончелей" ("3 duos for 2 cellos"), соч. 1 (без даты)
  • "Три арии с вариациями для виолончели и баса" ("3 Airs with Variations for cello and bass") (Лондон, без даты)
  • "Менуэт", использованный Моцартом в вариациях для фортепиано К.573
  • "Две варьированные арии для скрипки и виолончели" ("2 airs variés for violin and cello") (без даты), совм. с Дж.М. Джорновичи, также приписывается Жан-Луи Дюпору

Ноты сочинений Жана-Пьера Дюпора (старшего) на сайте библиотеки IMSLP