Мадригал

Назад

Информация о коллективе

«Мадригал» – вокально-инструментальный ансамбль Московской филармонии, созданный Андреем Волконским в 1965 году.

В своих мемуарах Андрей Волконский пишет, что идея создания ансамбля «Мадригал» возникла у него после приезда в СССР американского коллектива Рro Musica. Однако по воспоминаниям музыкантов первого состава «Мадригала» первоначально речь об основании постоянного ансамбля не шла: вокалистов Волконский собрал на одну программу, пригласив их поучаствовать в своем сольном концерте.

Уже тогда ядро будущего «Мадригала» составили Лидия Давыдова (она сотрудничала с Волконским и раньше, в том числе исполняла его авангардные сочинения, участвовала и в его программах старинной музыки в Малом зале Ленинградской филармонии), сестры Рузанна и Карина Лисициан (они к этому времени уже выступали дуэтом и с энтузиазмом включились в новый вид ансамблевого музицирования) и их брат Рубен Лисициан. Сразу же к репетициям присоединился и Александр Туманов – прежде с Волконским они были не знакомы, однако старинная музыка и новые концертные формы также интересовали певца к этому времени.

Репетировали много, Волконский ставил пластинки с записями музыки эпохи Возрождения и Средних веков, работал над ансамблевым звучанием: привыкшие солировать вокалисты должны были обрести новые навыки. Концерт, состоявшийся в апреле 1965 года в зале Московской консерватории, имел оглушительный успех. Публику привлекал необычный «театрализованный» антураж: на сцене разместились антикварные стулья и канделябры, которые удалось на время взять из московских музейных коллекций, горели свечи, на мольберте стояла подлинная картина времен Ренессанса. Но главным, конечно, была незнакомая, никогда прежде не звучавшая в советских залах музыка – фрагменты из итальянских мадригальных комедий, духовных мистерий, первых в истории жанра опер…

Уже в мае 1965 года, менее чем через месяц после первого концерта, музыканты повторяют программу в Малом зале Ленинградской филармонии. Названия «Мадригал» на афише пока нет, но все участники уже в сборе, вместе с Волконским и семьей Лисициан, Давыдовой и Тумановым поет также латиноамериканка Беатрис Парра де Хиль – студентка консерваторского класса Нины Дорлиак, которая до отъезда в родной Эквадор будет сотрудничать с ансамблем.

Успех этих двух концертов предопределил судьбу коллектива: руководство Московской филармонии спешно выбивает ставки на новый ансамбль в своем штате. Уже в январе 1966 года московские музыканты приедут на гастроли в Ленинград как ансамбль «Мадригал», и с этого момента будут появляться в афишах Большого и Малого залов филармонии постоянно.

В воспоминаниях всех участников ансамбля о тех первых годах совместной работы появляется одни и те же слова – «энтузиазм» или даже «одержимость». Волконский, музыку которого к этому времени практически перестают исполнять, находит в своем детище отдушину и со всей страстью отдается составлению новых программ, поискам нот (немало партитур он перепишет в библиотеке Ленинградской филармонии, но чаще будет связываться с западными коллегами, которые пойдут навстречу «советскому князю-авангардисту» и будут высылать не только партии, но даже порой необходимые инструменты). Так появляются всё новые исторические блоки концертов ансамбля: «Школа Нотр-Дам», «Музыка Франции времен Революции» «Музыка Англии времен Шекспира», «Музыка Германии времен Реформации»… И неизменные канделябры с оплывающими к концу концерта свечами, неизменные бисы, на которые допоздна вызывала публика артистов.

Оказавшись в штате столичной филармонии, Волконский и его коллеги, конечно, надеялись на гастрольную судьбу. Ведь ездили же по всему миру не только солисты, но Квартет им. Бородина, Хор Свешникова. «Мадригал» действительно выпустили в Восточную Германию и в Чехословакию (практически сразу после Пражских событий 1968 года, что во многом предопределило реакцию публики, зал удалось «растопить» не сразу). Были и другие гастроли – Тбилиси, Львов, Казань, Волгоград, Астрахань… Увы, заграничных маршрутов для «Мадригала» больше не намечалось.

Еще при Волконском в состав ансамбля вошла семья Пекарских – Марк Пекарский стал постоянным перкуссионистом коллектива, его жена Лидия присоединилась к вокальному ансамблю. Нередко с «Мадригалом» сотрудничает скрипач и дирижер Лев Маркиз, наконец, еще до эмиграции Волконского, в программах всё чаще появляются другие клавесинисты и органисты, например, Сергей Дижур и Борис Берман. Это была вынужденная мера.

Коллеги всегда описывали Андрея Волконского как гения в музыке, но непростого человека в общении и быту. Вероятно, уже по прошествии нескольких сезонов основатель Ансамбля не испытывает к своему коллективу былого интереса, постоянная работа, в которой уже появляются элементы рутины, повторяющиеся программы, разъезды по советским городам, начинает тяготить его. Александр Туманов в своих воспоминаниях «Шаги времени» приводит высказывание Волконского: «Я думал найти в ‘’Мадригале’’ любовницу, а он оказался законной женой».

В конце ноября 1971 года ансамбль в очередной раз приезжает с концертами (тремя подряд) в Большой зал Ленинградской филармонии, Андрей Волконский в программе не участвует, но его имя указано в качестве художественного руководителя. В следующий приезд в мае 1972-го строка о художественном руководстве просто исчезнет из афиши: Волконский эмигрирует, нового руководителя «Мадригала» на тот момент еще не утвердят. Вскоре эмигрирует и Александр Туманов. А Рубен, Карина и Рузанна Лисицианы продолжат карьеру внутри страны, но уже за пределами ансамбля.

Сохранить «Мадригал» возьмется Лидия Давыдова, фактически она возглавит ансамбль с момента отъезда Волконского, но формально вступит в права художественного руководителя позднее (в ленинградских филармонических афишах Давыдова впервые указана в этом качестве лишь в 1978 году).

Конечно, это был уже другой Ансамбль, с другими музыкантами, но с прежней приверженностью к старинным редкостям, с прежним просветительским пылом. Так в феврале 1982 года «Мадригал» представляет в Большом зале филармонии «Страсти по Марку» Рейнхардта Кайзера, никогда прежде не звучавшие в Ленинграде. В ноябре того же года ансамбль исполняет на этой сцене программу из музыки Византии, южнославянских народов и народов Руси VIII–XVII веков.

Хронограф выступлений «Мадригала» в Большом зале Ленинградской филармонии закончится двумя осенними концертами 1988 года: 5 ноября в Большом зале, как и на первой встрече с филармонический публикой, ансамбль исполнял музыку Итальянского Возрождения, 6 ноября в Малом зале имени Глинки представил объемную картину эпохи, соединив музыку Древней и Московской Руси XV—XVII веков с сочинениями композиторов Западной Европы того же времени. Этим вечером музыканты выступали в последний раз.

Руководителем «Мадригала» был в те годы (1983–1992) Олег Янченко, в 1992-м на эту позицию возвращается Лидия Давыдова, а в 2008 году ее сменит Александр Суетин. Лютнист, знаток старинной инструментальной музыки, Суетин несколько сместил акценты в концепции работы ансамбля, в котором вокальная составляющая перестала играть центральную роль. Музыканты активно гастролируют по миру, готовят новые программы, в том числе музыкально-поэтические композиции («Декамерон», «Маленький Мук», «Собака на сене»), едва ли мыслимые во времена «Мадригала» Волконского.

Участники