Тон
Купман
Назад
Специализация: Орган, Клавесин, Дирижёр
Информация об исполнителе
Нидерландский клавесинист, органист, дирижёр. Крупный представитель движения аутентичного исполнительства.
Родился 2 октября 1944, Зволле, Нидерланды.
Полное имя Антониус Герхардус Майкл Купман, профессионально известный как Тон Купман, голландский дирижер, органист, клавесинист и музыковед, в первую очередь известный как основатель и руководитель Амстердамского барочного оркестра и хора. Он профессор Королевской консерватории Гааги и Лейденского университета. В апреле 2003 года он был посвящен в рыцари в Нидерландах и получил орден Нидерландского Льва.
Купман имел "классическое образование", а затем изучал игру на органе (у Саймона К. Янсена), клавесине (у Густава Леонхардта) и музыковедении в Амстердамской консерватории. Он специализировался на музыке барокко и получил Prix d'Excellence как за орган, так и за клавесин.
На органе он так и не научился играть на пятках и носках, а из-за своего небольшого роста всегда играет пальцами ног на педальной доске. Это подлинная практика барокко.
Купман основал Амстердамский барочный оркестр в 1979 году и Амстердамский барочный хор в 1992 году – ныне объединенные как Амстердамский барочный оркестр и хор – и был директором-основателем Портлендского барочного оркестра в 1984 году. Купман концентрируется на музыке барокко, особенно на Бахе, и является ведущей фигурой в движении "аутентичного исполнения". В то время как ряд дирижеров ранней музыки отважились заняться более новой музыкой, Купман - нет. Он сказал: "Я подвожу черту под смертью Моцарта" (1791). Одним исключением является его запись Шампанского концерта Франсиса Пуленка, написанная в 1928 году.
Среди самых амбициозных проектов Купмана была запись полного цикла всех кантат Баха, проект, завершенный в 2005 году. Этот проект начался, когда Купман был артистом французского лейбла Erato Classics. Однако после 12 томов (36 компакт-дисков) проект застопорился, когда владелец Warner Classics закрыл свою французскую дочернюю компанию в 2002 году. Купман смог выкупить права на первые 12 томов и продолжить серию в 2003 году со своим собственным лейблом Antoine Marchand, распространяемым Challenge Classics. "Антуан Маршан" - это французский перевод его собственного имени.
Солистами проекта были, среди прочих, Лиза Ларссон, Корнелия Самуэлис, Сандрин Пиау, Сибилла Рубенс, Барбара Шлик, Кэролайн Стам, Дебора Йорк и Йоханнет Зомер (сопрано), Богна Бартош, Майкл Шанс, Франциска Готвальд, Бернхард Ландауэр, Элизабет фон Магнус, Аннет Маркерт и Кай Вессел (альт ), Пол Агню, Йорг Дюрмюллер, Джеймс Гилкрист, Кристоф Прегардьен и Герд Тюрк (тенор) и Клаус Мертенс (бас).
Помимо произведений Баха, Купман долгое время был сторонником музыки учителя и предшественника Баха, Дитриха Букстехуде. Ранее он записал клавишные произведения для Philips Classics и несколько кантат для Erato. В 2004 году он был избран президентом "Международного общества Дитриха Букстехуде". После завершения проекта "Кантаты Баха" Купман приступил к записи полного собрания сочинений Букстехуде. В 2005 году он начал проект "Дитрих Букстехуде – Опера Омния", проект по записи полного собрания сочинений Дитриха Букстехуде, который он завершил в октябре 2014 года.
Помимо своей работы с Амстердамским барочным оркестром и хором, он часто востребован в качестве приглашенного дирижера, а также клавесиниста и органиста. В 2011 году Купман начал трехлетнюю работу в качестве постоянного исполнителя в Кливлендском оркестре.
Его цель - всегда добиваться аутентичности в исполнении, используя исторические инструменты времен композитора и / или их точные копии, часто используя исторические музыкальные темпераменты и перенимая исполнительский стиль композиторов или их современников. Ученый (и коллега-клавишник / дирижер) Джон Батт раскритиковал интерпретацию Купманом гольдберговских вариаций Баха за чрезмерное использование орнаментации, что он объясняет желанием отличить свою интерпретацию от интерпретаций Густава Леонхардта.
Купман женат на Тини Матот, которая также играет на клавесине и фортепиано, и они часто выступают вместе. Матот также является его главным звукозаписывающим продюсером, а также преподавателем Королевской консерватории. 11 октября 2012 года в кинотеатрах Нидерландов вышел документальный фильм "Дожить до ста лет – год из жизни Тона Купмана".