Текучева А. С. «Баховский смычок»: спасительное открытие или красивая легенда

В статье идет речь о так называемом баховском смычке. Еще в эпоху романтизма музыканты задавались вопросом, каким образом нужно играть полифонические сочинения И. С. Баха для скрипки соло: возможности инструмента не позволяли исполнять все звуки аккорда в соответствии с длительностями, указанными в нотном тексте. В начале XX века А. Шеринг пришел к мысли, что во времена Баха существовал смычок иной конструкции, предполагавший звучание на скрипке протянутых аккордов. Теорию Шеринга горячо поддержал А. Швейцер, включив описание смычка в свою монографию о Бахе. По мнению ученых, знаменитые сонаты и партиты для скрипки соло композитор сочинил с расчетом именно на такой смычок. 

Оригинальные идеи музыковедов восприняли скрипачи и, адаптировав теоретически описанную конструкцию к практическому использованию, представили публике столь необычное исполнение произведений Баха. Обращаясь к трактатам XVII–XVIII веков, освещая историю появления и дальнейшего усовершенствования смычка, анализируя качество звучания и неудобства, с которыми сталкиваются скрипачи, а также сопоставляя слышимый результат с рукописным текстом, автор статьи приходит к выводу, что теория, согласно которой в баховскую эпоху существовал особый смычок, безосновательна, а ее практическое применение в барочном исполнительстве, в отличие от современного искусства, вряд ли можно считать оправданным: его использование целесообразно ограничить кругом современных сочинений, авторы которых сознательно ориентируются на возможности разработанного в 1989 году М. Бахом изогнутого смычка.

Статья доступна на сайте Журнала «Музыкальная академия»