Музыка эпохи Барокко: краткая история

Период барокко был революционным временем в истории музыки, когда стали активно развиваться полифония, орнаментация и гармоническая утонченность.

О барочном периоде в музыке

Период музыки в стиле барокко длился примерно с 1600 по 1750 год. Ему предшествовала эпоха Возрождения, а за ней - классическая эпоха. Стиль барокко распространился по всей Европе в течение семнадцатого века, при этом известные композиторы эпохи барокко появились в Германии, Италии, Франции и Англии.

Эпоха барокко не ограничивалась музыкой. Живопись в стиле барокко (таких мастеров, как Караваджо и Питер Пауль Рубенс), скульптура в стиле барокко (под руководством Джан Лоренцо Бернини) и архитектура в стиле барокко (особенно в католической церкви) были другими знаменитыми формами искусства барокко в семнадцатом и восемнадцатом веках. Термин «барокко» может относиться ко всем этим формам искусства, помимо музыки.

Краткая история музыки барокко

После своего зарождения в Италии музыка барокко распространилась по всей Европе благодаря таким композиторам, как Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

  • Происхождение в Италии: музыкальная эпоха раннего барокко сосредоточена в Италии. Итальянские композиторы, жившие в Риме и его окрестностях, сочиняли музыку, опирающуюся на традиции эпохи Возрождения, но также расширяющую ее гармонические и орнаментальные границы. Среди известных итальянских композиторов эпохи барокко Алессандро Скарлатти (и его сын Доменико Скарлатти), Антонио Корелли и Клаудио Монтеверди. Антонио Вивальди был последним крупным итальянским композитором эпохи барокко. Он работал в эпоху позднего барокко, пересекаясь с Георгом Фридрихом Генделем и Иоганном Себастьяном Бахом.
  • Немецкое влияние: музыканты путешествовали по Европе, стиль барокко прижился, а новые композиторы добавили новые элементы. Английский композитор Генри Перселл и французские композиторы, такие как Жан-Батист Люлли и Жан-Филипп Рамо, произвели большое впечатление, но наибольшее влияние оказала немецкая школа музыки барокко. Георг Филипп Телеман, Михаэль Преториус, Иоганн Пахельбель и, прежде всего, Иоганн Себастьян Бах помогли определить период высокого барокко. Другим выдающимся немцем был Георг Фридрих Гендель, хотя почти всю свою карьеру он провел в Англии.
  • Конец эпохи: Конец периода барокко связан со смертью Баха в 1750 году. Вторая половина восемнадцатого века и начало девятнадцатого века ознаменовали классический период, когда такие композиторы, как Вольфганг Амадей Моцарт и Франц Йозеф Гайдн, строили на заложенном фундаменте композиторов эпохи барокко.

Музыкальные формы эпохи Барокко

Популярные музыкальные формы барокко включают прелюдию и фугу, кантату, концерт, ораторию, сонату и даже оперу. Как и предыдущие композиции эпохи Возрождения, многие произведения барокко имеют религиозную тематику. Композиторы эпохи барокко были связаны как с католической церковью, так и, после протестантской Реформации шестнадцатого века, с другими конфессиями, такими как лютеранство.

Особенности барочной музыки

Музыка барокко достигла заметных успехов, многие из этих достижений до сих пор используются современными музыкантами и композиторами. Музыка барокко часто имеет следующие характеристики:

  • Расцвет инструментальной музыки: до эпохи барокко большая часть музыки представляла собой вокальную музыку, используемую в литургических целях. Хотя композиторы эпохи барокко по-прежнему использовали пение в форме хоралов, кантат и опер, инструментальная музыка становилась все более популярной. Некоторые из самых известных произведений музыки барокко, такие как «Времена года» Вивальди или Бранденбургский концерт Баха, являются инструментальными произведениями.
  • Орнаментация: Подобно архитектуре и скульптуре в стиле барокко, музыка в стиле барокко обладает изяществом. Даже самые простые мелодии часто украшались множеством украшений, трели и каденций.
  • Basso continuo: нотация Basso continuo стала очень популярной в эпоху барокко. Эта форма нотной записи включает в себя полную басовую партию, которую обычно играет басовый инструмент в ансамбле. Исполнитель на клавишном инструменте, таком как клавесин или щипковом, например, на лютне, затем импровизирует аккорды, используя фигурную басовую нотацию.

Самые известные композиторы эпохи Барокко

Эпоха барокко дала начало многим композиторам, чьи произведения до сих пор регулярно исполняются. Три особенно известных композитора периода барокко:

  • Иоганн Себастьян Бах: Ни один композитор не определяет эпоху высокого барокко лучше, чем И.С. Бах. Живя в основном в Лейпциге, Германия, Бах был мастером игры на органе (среди многих других инструментальных талантов) и композитором, создававшим как литургическую, так и светскую музыку. Блеск Баха заключался в его мастерстве контрапункта и гармонических преобразований. Такие произведения, как «Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги» и «Бранденбургские концерты», остаются важной частью репертуара классической музыки.
  • Георг Фридрих Гендель: Родившийся в Германии, но преимущественно лондонец, Гендель сочинил такие памятники эпохи барокко, как «Музыка на воде» и опера «Родриго». Однако больше всего его помнят благодаря англоязычной оратории «Мессия», написанной в 1742 году. Его «Музыка для королевского фейерверка» была написана по заказу короля Георга II и прочно заняла его место в истории британской музыки.
  • Антонио Вивальди: Венецианский композитор Вивальди прославился своим мастерством игры на скрипке. Его музыкальные композиции отражают его инструментальную виртуозность. Самый известный из них — «Времена года», серия скрипичных концертов, которые широко исполняются сегодняшними классическими музыкантами. При жизни Вивальди большую часть своего дохода получал как оперный композитор, раздвигая тематические границы в таких произведениях, как «Арсильда, королева ди Понто» 1716 года.