И.Н. Должников. Как стремительно летит время.
Как стремительно летит время. Кажется, только вчера был 1986-ой год, когда я впервые услышал виолончельные сюиты И.С. Баха в исполнении неведомого для меня виолончелиста Аннера Билсмы. Казалось бы, что такое аудиозапись? Однако именно она перевернула всю мою жизнь. Именно она, вдруг, заставила меня вспомнить о своей любви к старинной музыке. Кстати, когда я пишу словосочетание «старинная музыка» то моё нутро начинает бунтовать, ибо для меня она суть «современность».
Любовь моя к барочной музыке (будем так писать) носила странный характер: что-то меня не устраивало в ней. Непонятно откуда рождающееся во мне чутьё говорило: «она не такая». Тяжеловесность, монументальность, придаваемая исполнителями практически каждому произведению того времени, воспринимались мною как само собой разумеющиеся вещи, однако внутри себя я говорил «нет!» и… продолжал следовать традиции. Конечно, каждый может сейчас мне сказать, что «не обманываешь ли ты сам себя, неужели прямо-таки чутьё твоё что-то тебе говорило»? На это я с лёгкой душой могу ответить: да, говорило. Именно после прослушивания сюит Баха в исполнении Билсмы, у меня будто щёлкнуло (подразумевай «взорвалось») что-то, во мне произошла революция. Я истошным голосом завопил жене:
- Лена! Вот оно!
С тех пор я занимаюсь исключительно барочной музыкой и историческим (аутентичным) исполнительством.
Пишу я это потому, что родилась во мне идея дать вам провести самим сравнение разных интерпретаций и самим решить, что вам ближе, как вы воспринимаете то или иное прочтение одного и того же композитора. Я же, со своей стороны, позволю высказать своё мнение.
Первая страница 1-ой сюиты для виолончели соло И.С.Баха.
Посмотрите внимательно на приведённую выше страницу. Сразу обращаю ваше внимание на лаконичность записи: только нотные знаки, лиги и лишь в одном месте fermata (ит. – остановка, станция).
Да, если сказать честно, не всегда можно точно понять над какими нотами стоит лига, но в первом такте уж точно она не стоит над первыми тремя нотами.
Посмотрите эту запись:
https://www.youtube.com/watch?v=Ml14kGHCBg0
Мстислав Леопольдович Ростропович не заморачивается на этот счёт. Первые три ноты под лигу – и что там думать.
Посмотрите на эту запись:
https://www.youtube.com/watch?v=mGQLXRTl3Z0
Миша Майский играет вообще все по восемь нот на один смычок.
На записи Аннера Билсмы, к сожалению, мы не видим как он играет первые три-четыре такта, но зато мы слышим, а в дальнейшем и видим, что он скрупулёзно придерживается рукописному тексту:
https://www.youtube.com/watch?v=XL95vwU92qo
И так далее, и так далее. Скажу сразу: из приведённых мною пяти записей мне больше всего по душе исполнение Питера Виспельвея:
https://www.youtube.com/watch?v=5X9tssE7h6E
Первая и пятая записи, то есть Мстислав Ростропович и Пабло Казальс, мною отвергаются сразу. Для меня эти записи не представляют абсолютно никакого интереса. Игра Ростроповича механистична и, мало того, я не слышу в ней ни одной мысли ни исполнителя, ни композитора. Это просто этюд под названием «Прелюдия» из 1-ой сюиты И.С. Баха с остановкой посередине. Пабло Казальс исполняет, в добавок ко всему, противным звуком:
https://www.youtube.com/watch?v=KX1YtvFZOj0
Миша Майский играет очень хорошо, но слишком вольно относится к выставленным лигам. Билсма наоборот, слишком трепетно к ним относится, что, на мой взгляд, привносит некоторую формальность. Я убеждён, в лигах заключён глубочайший смысл. Если их правильно исполнять, проникнув по мере возможности в суть (подумайте сами, зачем такое разнообразие их на листке бумаги?), то, может быть, прелюдию мы и не узнаем.
- Питер Виспельвей – 1-е место.
- Аннер Билсма – 2-е место
- Миша Майский – 3-е место
- Пабло Казальс – 4-е место
- Мстислав Ростропович – 5-е место.
---------------------------------------------------------
Сегодня, 13 июля 2024 года, прочитав то, что написано выше и послушав все ссылки, я ещё раз убедился, что стремительно летит не только время, но и достаточно часто меняются предпочтения. На сегодняшний день я уже не считаю свои выводы десятилетней давности правильными. Мне теперь никто не нравится. Нет, конечно, профессионально, качественно и т.д. Но, пардон, а исполнители-то, можно сказать, великие. В этом случае и спрос с них вдвойне. Не могу я понять, как такие музыканты пропускают столько нот? Как же так можно? Да у Баха каждая нота на вес золота, а эти ВЕЛИКИЕ замечают только некоторые. Извините, если бы они пришли ко мне на урок, да я бы им и ноты не дал сыграть или, в противном случае, выгнал бы из класса.
Прошу прощения, но после того, как я послушал этих товарищей, я не удержался и послушал это:
https://vk.com/indolzhnikov?z=video6958705_456239070%2Fvideos6958705%2Fpl_6958705_-2
Понимаю, нескромно. Однако, работа более скрупулёзная, более вдумчивая, гораздо более ответственная. И думайте обо мне что угодно.
Позже, может быть прямо сегодня, начну добавлять другие ссылки. Наверняка, кто-то играет лучше меня.
Смешно. Да все играют лучше меня, более качественно как инструменталисты. Но ведь ни это главное!!! Играть многие умеют, но это не означает, что они умеют ИГРАТЬ!
Имеющий уши да услышит!!!
-----------------------------------------
Сегодня, наконец, послушал это.
Понравилось. Очень ловко и очень кстати использует прелести гамбы.
Пока 2 место.